Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу музея? Напишите — решим!

КОЗЛОВСКИЙ УЕЗД

Козловский уезд: Борецкий стан

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Село Борецкое. Село Борец в качестве деревни упоминается в Козловских писцовых книгах 144 - 45 (1636-1637) гг., где сказано: «Борец – деревня усть речки Верды и на реке Паре, в Борецком ухожье, селятца внове Козловцы дети боярские, а в ней под церковь и под дворовые места попу и дьячку и пономарю и просвирнице вдоль 60 сажень, поперег тож, а сено усть речки Верды и лес большой Борецкой с помещики вопче».

В росписи церквям 1657 года указано село Борецкое. А в нем церковь «Рождества Христа Бога». У той церкви поп Иван стар и руками увечен, сказал у себя два сына: «Воинка в Переславли к той церкви в его место ставится в попы, да Мотюшка, и тот увечен, нога переломлена; а крестьян де и бобылей у него нет».

По окладным книгам 1676 года Борец значится селом с церковью Рождества Христова. У той церкви двор попа Стефана, двор попа Иакова, двор пономаря Ивашки Лютого. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж. Сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий, сказал поп Стефан - нет. В приходе к той церкви: 60 дворов детей боярских, 20 дворов солдатских, 29 дворов половинщиков, 16 дворов бобыльских и 3 вдовьих. И всего 114 дворов.

В росписи церквям 1657 года указано село Сысой. А в нем церковь «Архистратига Михаила». У той церкви поп Петр Ондреев, сказал: «детей де у него крестьян и бобылей нет, один де у него брат Илюшка, у той церкви во дьячках».

В качестве села с церковью «Архистратига Божия Михаила» оно упоминается в окладных книгах 1676 года, где при ней показано: «у той церкви двор попа Петра, двор дьячков, двор пономарев. У той церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен; земля и луга великого государя жалованья, иных угодий, сказал поп Петр, никаких нет. В приходе к той церкви: 21 двор детей боярских, 16 дворов рейтарских, 4 двора солдатских, 25 дворов бобыльских, и всего 69 дворов».

Село Кривское. В качестве сельца упоминается в Козловских писцовых книгах 148-150 (1640-42) гг., где оно значится: «в Борецком стану на реке Верде, под Кривским лесом, усть речки Кривской; подле речки Верды вниз, на правом берегу селятся Козловцы дети боярские внове, а в нем под церковь, места попу и пономарю и просвирнице усады вдоль 70, а поперег 40 сажень, да к церкви дано государева жалованья дикого поля на пашню 20 чети в поле, а в дву потомуж». В росписи церквям 1657 года Кривское показано уже селом. А в нем церковь «Рождества Христа Бога». У той церкви поп Лаврентий Ерофеев, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, сын де у него Федотка служит с ним у церкви во дьячках Гришка Агапов сын.

По окладным книгам 1676 года в Борецком стану в селе Кривском значится «церковь Рождества Христова». У той церкви двор попа Федота, двор дьячка Гришки, двор пономаря Серешки, двор просвирницын. У той церкви 20 четвертей в поле, а в дву потомуж. Сенных покосов на 40 копен. В приходе к той церкви: 85 дворов детей боярских и рейтар, 5 дворов солдатских, 6 дворов половиньщиков, 11 дворов бобыльских, и всего 111 дворов.

Село Назарьево, расположенное при большой дороге, идущей из Козлова на Шацк, в качестве села упоминается в Козловских писцовых книгах 144 - 45 (1636 - 1637) гг., где сказано: «Назарь. Поляна на реке на Паре, а в нем под церковь и под дворовые места попу и дьячку и пономарю и просвирнице вдоль 60 сажень, поперег тож, дикого на пашню 20 четвертей в поле, а в дву потомуж». В росписи церквям 1657 года Назарьево уже числится селом. А в нем «церковь Архангела Михаила». У той церкви поп Василий Фролов сын, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, зять де у него Ивашко с ним у церкви во дьячках, да брат Ромашко. По окладным книгам 1676 года Назарьево значится в Борецком стану, в Козловском уезде, а находящаяся в том селе церковь, время основания которой с точностью неизвестно. При ней показано: «У той церкви двор попа Герасима, двор просвирницын. У той церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодий сказал поп Герасим, никаких нет. В приходе к той церкви: 8 дворов детей боярских, 4 двора помещиков, 22 двора рейтаров, 6 дворов солдатских, 20 дворов половинщиков, 12 дворов третьщиков, 26 дворов бобылей и захребетников, и всего 92 двора».

В качестве деревни, в которой «селятца Козловцы – дети боярские внове», Телятники упоминаются в писцовых Козловских книгах 148-150 (1640-1642) гг. В росписи церквям 1657 года указано село Телятники. А в нем церковь Николы Чудотворца. У той церкви поп Федор Иванов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, сын де у него Васька да Данилко служат с ним в церкви во дьячках. В окладных книгах 1676 года в селе Телятники, при реке Верде, значится церковь «Великого Чудотворца Николая», время первоначального построения которой с точностью неизвестно. При той церкви показано: «двор попа Иакима, двор просвирницын. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодий, сказал поп Иаким, никаких нет. В приходе к той церкви: 51 двор детей боярских и рейтарских, 10 дворов солдатских, 38 дворов бобыльских, 10 дворов крестьянских и всего 111 дворов».

В росписи церквям 1657 года указано село Топтыково. А в нем церковь «Покрова Пресвятые Богородицы». У той церкви поп Тимофей Иванов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, только де у него во дьячках у той церкви Ивашко Яковлев. В качестве села с церковью «Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова» Таптыково упоминается в окладных книгах 1676 года, при той церкви показано: «двор попа Ивана, двор попа Маркелла, двор дьячка Васки. У той же церкви земли 20 чет- вертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодий, сказал поп Иван, никаких нет. В приходе к той церкви: 17 дворов детей боярских, 11 дворов рейтарских, 1 двор солдатский, 23 двора половиньщиков, 8 дворов третьщиков, 20 дворов бобыльских, и всего 83 двора».

В качестве деревни «Высокой Поляны» упоминается в Козловских писцовых книгах 144-45 (1638-39) гг. В росписи церквям 1657 года указано село Высокое. А в нем церковь «Николы Чудотворца». У той церкви поп Иван Иванов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, сын де у него Кузька у той церкви во дьячках. В окладных книгах 1676 года в селе Высоком находится церковь наименованная Никольскою. При ней показано: «у той церкви двор попа Евфимия, двор дьячка Янки, двор дьячка Кузки. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодий, никаких нет. В приходе к той церкви: 39 дворов детей боярских и половинщиков, 20 дворов третьшиков, 8 дворов бобыльских, и всего 70 дворов».

В Писцовой книге Козловского уезда письма и меры Данилы Несвицкого 7158-7160 (1650-52) годов записано: «Стан Борецкий село Максы на реке на Поре и на усть речки Максы под Максинским лесом, а в нем часовня великомученицы Парасковеи нарицаемыя Пятницы древяна нова строена тщанием козловцев служилых людей больших а в Максах помещиков… а в ней образ Св. Параскевы принесен с Козлова козловцами служилыми, ризы на ем мирския: да образы мирския а на них ризы поповы а кои и без риз: у церкви во дворе поп Ерофей Микитин, под церковь и под кладбище места попу и дьячку и пономарю и проскурней под дворы места в длину шестьдесят а в поперег шестьдесят же сажен. Дикого поля на пашню дватцать четвертей в поле а в дву потомуж, сена меж поль и по заполью и дубравою и по реке Поре вверх 40 копен, усадная земля и сено вопче с помещики а в лесу ехати вопче с помещики. За Борисом Левонтьевым сыном Oвинова жеребей в селе Максы на реке на Поре и на усть речки Максей под Максинским липягом, а на его жеребей место дворовое усаду в длину семьдесят а в поперег дватцать саженей Дикого поля поляна да испремерные земли дватцать пять четей в поле а в дву потомуж, сена меж поль и по заполью и по дубровой и по речке Поре 15 копен а пашни пахати с помещиками через десятину, а в лес ездити с помещиками вопче …».

В росписи церквям 1657 года указано село Максы. А в нем церковь «Святые Великие Мученицы Парасковии, нареченные Пятницы», и у той церкви поп Иван Федоров, сказал, что у него крестьян и бобылей нет.

Село Максы с церковью «Святыя мученицы Параскевы, нари-цаемыя Пятницы» упоминается в окладных книгах 1676 года, где при той церкви показано: «двор попа Аврамия, двор попа Евтихия, двор пономаря Андрюшки. У той ж церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодей, сказал поп Евтихий, никаких нет. В приходе к той церкви: 30 дворов детей боярских, 27 дворов рейтарских, двор копейщиков, 15 дворов половиньщиков, 11 дворов солдатских, 10 дворов третьишников, 10 дворов бобыльских, и всего 107 дворов».

В росписи церквям 1657 года указано село Ламино. А в нем церковь «Воздвиженье честного и Животворящего Креста Господня». У той церкви поп Иван Иванов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, а церковь строят. «Церковь Воздвижения Животворящего Креста в Боретцком стану, в селе Ламине», упоминается в окладных книгах 1676 года, где при той церкви показано: «двор попа Ивана, двор дьячка Ивашки. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодий, сказал поп Иван, никаких нет. В приходе к той церкви: 49 дворов детей боярских, 20 дворов третьшиков, 6 дворов бобыльских, и всего 69 дворов».

В росписи церквям 1657 года указано село Сарай. А в нем церковь «Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви поп Василий Семенов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, а детей у него сын Максимко у той церкви во дьячках, а церковь строят. Село Сараи, при реке Верде, «с Богоявленскою церковью, в Борецком стану» упоминается в окладных книгах 1676 года, где при церкви показано: «у той церкви двор попа Ивана, двор дьячка Васки. У той церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен; земля и луга великого государя жалованья, а иных угодий, сказал поп Иван, нет. В приходе к той церкви: 42 двора детей боярских, 22 двора рейтарских, 4 двора половиньщиков, 6 дворов солдатских, 7 дворов бобыльских, и всего 81 двор».

Село Бычки, при реке Верде, на большой дороге, идущей из Козлова в Шацк, в качестве деревни Козловского уезда, с часовнею Космы и Дамиана упоминается в окладных книгах 1676 года, где при той часовне показано: «двор попа Аггея. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодей никаких нет. В приходе той церкви: 35 дворов детей боярских, 2 двора рейтарских, 10 дворов солдатских, двор бобыльский, и всего 45 дворов».

Село Напольное, находящееся на большой дороге идущей из Козлова на Шацк, при реке Вердице и Самородинке, упоминается в окладных книгах 1676 года с церковью «Чудотворца Сергия Радонежского» и показано в Козловском уезде, в Боретском стану, близ села Телятников. А по досмотру, замечено в тех же окладных книгах Козловского уезда 1676 года, того же стана, села Кривского, Рождественского попа Федота с окольными священниками, в том селе Напольном у церкви двор попов Васильев да дьячков, да в приходе к той церкви в том селе, да в деревне Суске 27 дворов помещиков, 12 дворов крестьянских, 22 двора бобыльских, всего 63 двора. Да по сказке того попа Василия церковной земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 100 копен.

Село Ягодное в Борецком стану, расположенном при реках Паре и Ягодной, упоминается в окладных книгах Козловского уезда 1676 года. При «церкви во имя Иоанна Богослова» показано: «двор попа Симеона, двор дьячка Афонки. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодей, никаких нет. В приходе к той церкви: 61 двор детей боярских, 11 дворов половиньщиков, 10 дворов бобыльских, и всего 84 двора».

Село Муровлянка в качестве села Козловского уезда, Борецкого стана, с часовнею Покрова Богородицы упоминается в окладных книгах 1676 года, где показано: «у той часовни двор дьякона Авраама, а в приходе, по его скаске, 8 дворов детей боярских, церковной земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 20 копен». Время построения на месте часовни Покровской церкви относится к началу XVIII столетия.

По окладным книгам 1676 года в селе Красном Бузулуке значится часовня страстотерпца Димитрия. У той часовни двор попа Ивана, двор дьячка Гришки. У той часовни земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен, земля и луга великого государя жалованья, иных угодий, сказал поп Иван, нет. В приходе к той церкви 30 дворов детей боярских, а иных чинов и их дворов никаких нет. А церкви в том селе нет, потому что вновь селятся.

Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед

Текущие мероприятия

  • Выставка И. Попова "Образы родной земли"

    (14.03.2024 14:00)
  • Выставка "Верность искусству" к 120-летию В. К. Дрокина

    (15.02.2024 14:00)
  • Экскурсия по дому купцов Стрельниковых (Мичуринский краеведческий музей)

    (14.02.2024 09:00)

Контактные данные

  •     393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 297Г

  •     8 (47545) 5-21-70

  •    mich.kraeved.museum@mail.ru

Вышестоящая организация

Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска

  •     8 (47545) 5-30-89

  •    cult6827@mail.ru

  •    http://michcult.ru

© Мичуринский Краеведческий Музей. Все права защищены.

Search

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее