Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу музея? Напишите — решим!

КОЗЛОВСКИЙ УЕЗД

Козловский уезд: Иловайский стан

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Из строельной книги Козловского уезда 1635-37 годов: «Стан Оловайской, а в нем за помещики за Козловцы детьми боярскими: деревня Оловай на речке Оловае с Буховскую сторону, поселились вново Козловцы дети боярские, а в ней под церковь и под дворы места попу и дьячку и пономарю и просвирнице вдоль 60 сажень, а поперег тоже; да к церкви же государева жалованья дикого поля на пашню в Оловайском поле 20 чети в поле, а в дву потомуж, сена вопче в деревне Оловае с помещики по пашне против дачи, а в лес большой и Хобоцкой (въезжать им) с городцкими и с уездными людьми вопче».

«В той же деревне Оловае за помещики: за Сергеем Володимировым сыном Бедрина, а на его жеребей усады вдоль 70 сажень, а поперег 20 сажень, сена меж поль и по заполью 100 копен, дикого поля на пашню 50 чети в поле, а в дву потому ж, лесу усадного от усады его на 100 сажень, а пашня ему пахать и сено косить в деревне Оловае с помещики через десятину и всякими угодьи владеть по своей даче, а в большой в Воронежской и в Хобоцкой лес въезжати ему с городцкими и с уездными людьми вопче».

В словаре Владимира Даля слово «Иловай» означает затон, пойменный речной залив, мелкий и болотистый. В некоторых говорах Иловай значит «песчаная отмель, топь». Отсюда и названия сел и деревень Иловай. Любая деревня, расположенная на илистой, песчаной отмели, называлась Иловая.

Село Иловай-Дмитриевское основано в 1636 году. Его основателями и первыми жителями были Семен Мещеряков, Павел Филатов, Михаил Пузатый, Трифон Старый, Филипп Печенкин.

В писцовой книге, составленной в 1650-52 гг. князем Данилой Несвицким, говорится: «Село Иловай Дмитриевского приходу, на речке Оловае с Буховской стороны. В том же селе Оловае за помещиками: за Бенедиктом, да за Осипом, да за Федором, да за Назаром Первым (Петровым), детьми Шишенева жеребей в селе Оловае, на речке Оловае с Буховской стороны отца их поместье. И всего в селе Оловае Дмитриевского прихода, что с Буховской стороны, 88 дворов помещиковых, а людей в них 318 человек».

В росписи церквям 1657 года указано село Оловай. А в нем церковь «Великомученика Христова Димитрия». У той церкви поп Иван Фирсов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, только де у него один зять Максимком зовут Осипов, и тот де с ним у церкви дьячок.

По окладным книгам 1676 года в селе Иловаи значится «Церковь святаго Страстотерпца Димитрия». У той церкви двор попа Ивана. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей нет, в приходе к той церкви: 104 двора детей боярских, 23 двора бобыльских, и всего 128 дворов.

Село Иловай-Рождественское основано не позднее 1636 года. В писцовой книге 1650-52 гг. записаны сведения о селе Иловай - Рождественском: «Село Оловай, на речке на Оловае, а в нем церковь Рождества Христова. Во дворе поп Кирилла Трофимов, у него четыре сына. В том же селе за помещиками: за Федотом, да за Тихоном, да Сафроном, да за Севостьяном Борисовыми, детьми Онохина, в селе Оловае, на речке на Оловае с Хоботецку сторону по выписи воеводы Ивана Биркина, да Михаила Спешнева 144 и 145 годов отца ихово поместье, а на их жеребей двор помещиков. Усады в длину 70, а поперече 20 сажень. Пашни паханые, добрые земли, 7 четвертей…».

В росписи церквям 1657 года указано: «Того же села Оловая Рождественской приход. А в нем церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У той церкви поп Трофим Марков, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, да у него же де у церкви дьячки Филька да Семка Кириловы, дети поповы».

По окладным книгам 1676 года в селе Иловае значится Церковь «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Терентия. У той же церкви два двора бобыльских. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей нет, в приходе к той церкви: 40 дворов детей боярских, 28 дворов половинщиков детей боярских, 22 двора бобыльских, и всего 93 двора.

По окладным книгам 1676 года значится в Иловайском стану в селе Новолее «Церковь Богоявление Господне». У той церкви двор попа Тимофея, двор дьячка Иакима. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей поп Тимофей сказал нет, в приходе к той церкви: 43 двора детей боярских, двор половинщиков, 5 дворов солдатских, 4 двора бобыльских, всего 55 дворов.

Село Лычное. В писцовой книге 1650-52 гг. говорится: «деревня Лычная поляна за помещики, что населились под селом Белым Озером… 29 дворов, да семь мест дворовых, а людей в них 112 человек». Первые жители деревни – Григорий Копылов, Иван Гусев, Сергей Романов, Матвей Перов, Михей Будылин, Кузьма Хаустов, Федор Гусев, Трофим Иванов. Всего 10 домохозяев. Из подворной записи видно, что деревня Лычная Поляна основана в 1648 году. По окладным книгам 1676 года в Иловайском стану в селе Лычном значится «Церковь Великого Чудотворца Николая». У той церкви двор двор дьячка Ивашки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей нет, в приходе к той церкви: 57 дворов детей боярских, 12 дворов бобыльских, и всего 77 дворов.

Село Степанищево. В писцовой книге 1650-52 гг., составленной князем Несвицким записано: «село Степанищева Поляна на речке на Олешне, а в нем часовня во имя Богоявления, а у часовни во дворе поп Федор. И всего в селе Степанищева Поляна 34 двора помещиковых, а людей в них 116 человек…».

В росписи церквям 1657 года указано село Степанищево. А в нем хотят строить церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В селе поп Иван Васильев, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, детей нет же.

По окладным книгам 1676 года в Иловайском стану в селе Степанищеве «Церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Никиты. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей нет, в приходе к той церкви: 33 двора детей боярских, 5 дворов половинщиков, двор бобыльской, и всего 40 дворов.

Село Дубовое, находящееся по правую сторону большой Козловской дороги, при речке Ховенке, в качестве села «Бело Озеро, Дубовое тож» упоминается в окладных книгах 1676 года, где оно значится в Козловском уезде, Иловайском стану, а при бывшей в том селе церкви «Великого Чудотворца Николая» показано: «у той церкви двор попа Иосифа. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья. Да в приходе к той церкви: кроме причтовых домов, 80 дворов детей боярских, 15 дворов невершонных детей боярских, и всего 96 дворов».

Село Старое Кленское в качестве села Козловского уезда, Иловайского стана с церковью «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», упоминается в окладных книгах 1676 года. При бывшей в том селе церкви «Великого Чудотворца Николая» показано: «двор попа Григорья. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья. У той же церкви двор попа Григория, двор пономарской, двор бобыльский. Да в приходе к той церкви: 122 дворов детей боярских, 22 двора бобылей и нищих, и всего 147 дворов.

Село Хобот-Богоявленское. В писцовой книге 1650-52 годов, составленной князем Д. Несвицким, сказано: «Слобода Козинка на речке на Хоботинке, а в ней драгуны, что переведены с Козинки, а в ней часовня во имя Богоявления Господня. У часовни во дворе поп Гаврила Ноздрев. В той же слободе дворы драгунские. И всего в селе Козинки Богоявленского прихода 43 двора драгунских, что переведены с Козинки, а людей в них 123 человека. Пашни паханые, добрые земли 172 четверти, да дикого поля на пашню 256 четвертей».

В росписи церквям 1657 года указано село Хобатец. А в нем церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У той церкви поп Афонасий Викулин, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, а дети де у него малы, да у него же де шурин Акимка с ним в церкви во дьячках.

Село Старое Козьмодемьяновское. В писцовой книге 1650-52 гг., составленной князем Несвицким, сказано: «Село Малой Хоботец на речке, на Хоботенке, а в нем драгуны, что жили на Горитове, а в нем часовня во имя Козьмы и Демьяна. А у часовни во дворе поп Ермолай. В том же селе драгуны: Пронька Зарубов, Потапко Козулин, Савка Кривой, Аниска Лошкарев, капрал Иванко Копушкин, Якушко Андросов… И всего в селе Хоботце Козьмодемьяновского приходу 52 двора драгунских, а людей в них 119 человек, что переведены с Горитово. Пашни паханые, добрые земли, 168 четвертей, да дикого поля на пашни 252 четверти».

В росписи церквям 1657 года указано село Хобатец же другой. А в нем церковь Козмы и Дамиана. У той церкви поп Микита Калинин, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, только де с ним у церкви живет дьячок Федька Осипов.

По окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботце, Горетово тож, значится «Церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана». У той церкви двор попа Никиты, двор попа Афанасия. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий сказал поп Никита - нет, в приходе к той церкви: 79 дворов детей боярских, 22 двора бобыльских, и всего 102 дворов.

Село Старая Казинка. В писцовой книге 1650-52 годов говорится о слободе Казинке, расположенной на речке Хоботенке и населенной драгунами. По окладным книгам 1676 года в Иловайском стану в селе Казинки значится «Церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Гаврила, двор попа Кирилла, двор дьячка Полиехта. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 53 двора детей боярских, 23 двора бобыльских, и всего 79 дворов.

Село Старосеславино. В писцовой книге 1650-52 годов, составленной князем Несвицким записано: «Село Сеславино на речке на Тростянке, а в нем место церковное во имя Алексея, человека Божьего. А у церкви во дворе поп Федор Кириллов. В том же селе за помещиками: за Лукьяном Ивановичем сыном Гусевым, место дворовое. У него два сына и два брата родные: Афонка 25 лет, Ивашка 20 лет. Усады в длину 70, а поперечье 20 сажень. Дикого поля на пашне 20 четвертей в поле. И всего в селе Сеславние 22 двора, да 61 место дворовое помещиковых, а людей в них 99 человек». Первыми поселенцами были Дмитрий Кикин, Марк Раздорский, Василий Жабин, Еремей Моисеев, Степан Попов, Леонтий и Игнатий Бардихины, Агап Капраков, Макар и Осип Фроловы, Сергей Моисеев, Иван Коньшин, Никифор Кочалов, Сидор Жабин, Сафрон Выборный, Федор Рыжков, Иван Тыринов, Дмитрий Коростылев, Роман Жабин, Потап Ларионов, Родион Кончаков, Артемий Шалин.

В росписи церквям 1657 года указано село Сеславино. А в нем церковь Архангела Михаила, а в пределе служба Алексея, человека Божия. У той церкви поп Федор Кирилов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, да у него же де живет шурин Васька Степанов, с ним у церкви во дьячках, да у него же де другой шурин Ивашко Степанов же, сын Страмен.

По окладным книгам 1676 года в селе Сеславине значится церковь «Архистратига Христова». У той церкви двор попа Иакова, двор дьячка Федки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 82 двора детей боярских, 17 дворов бобыльских, и всего 100 дворов.

Село Хоботец - Васильевское. Из писцовой книги 1650-52гг., составленной князем Несвицким, известно, что в начале, это была деревня Хоботовка (Хоботенка), в которой числилось 28 дворов, да 24 места дворовые помещиковых, а людей в них 162 человека. Дикого поля на пашню 1162 четверти в поле, а в дву потому. Сена 2324 копны. Из этих записей ясно, что деревня в это время только основывается, у ее жителей даже еще не было распаханной земли, только лишь земли «дикого поля».

В росписи церквям 1657 года указано село Хоботенка. А в нем строят церковь Василия Великого. В том селе поп Семион Федоров, сказал: крестьян де и бобылей у него нет, с ним де живет в том селе пономарь Васька Васильев, да у него сын Васька десяти лет у церкви дьячок.

По окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботке значится «Церковь Василия Кесарийскаго». У той церкви двор попа Сергия. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 48 дворов детей боярских, 7 дворов бобыльских, и всего 56 дворов.

Из строельной книги Козловского уезда 1635-37 гг.: «И всего в Оловайском стану в деревне Оловае два места церковных, пашни церковные 40 чети в поле, а в дву потомуж; да в той же деревне за помещики за козловцы детьми боярскими за 116 человеки в дачах дикого поля на пашню 5360 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10720 копен; да в той же деревне Оловае к поместным и порозжим к 34 усадам в диком поле четвертные пашни 1440 чети в поле, а в дву потомуж, сена 2880 копен; обоего в деревне Оловае за помещики и к порозжим к 34 усадам в дачах в диком поле четвертные пашни 6800 чети в поле, а в дву потомуж, сена 13600 копен, а лес им большой Воронежской и Хобоцкой, опричь усадного лесу, с городцкими и уездными людьми вопче, а усадной лес подлинно писан по их статьями выше сего».

«Да в Оловайском же стану дикого поля в дачах Олешенского стану за помещиками 3522 чети с осминою, подлинно та земля писана в Олешенском стану»

Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед

Community Builder Avatar
Ирина
Добрый день. Ни где не могу найти информацию про село Иванжитово( сельцо ивановское). История основания, кем основано, ни где нет ни какой информации. Подскажите пожалуйста, где можно поискать
Community Builder Avatar
Дмитрий Борисович
Спасибо - этот материал в интернете видел.
Community Builder Avatar
Дмитрий Борисович Халяпин
Как узнать в какой деревне проживал боярский сын Иван Тимофеевич Халяпин?

--------------
Добрый день, Дмитрий Борисович!
Сожалеем, в наших фондах интересующей Вас информации нет. Рекомендуем обратиться с запросом в Государственный архив Тамбовской области.

Community Builder Avatar
Александр
"да у него же де другой шурин Ивашко Степанов же, сын Страмен."
Правильнее так: да у него же де другой шурин Ивашко Степанов же сын, страмен. "Страмен" - значит болен, а не фамилия.

Текущие мероприятия

  • Выставка подстаканников "Свидетели эпохи"

    (28.04.2024 12:00)
  • Экскурсия по дому купцов Стрельниковых (Мичуринский краеведческий музей)

    (14.02.2024 09:00)

Контактные данные

  •     393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 297Г

  •     8 (47545) 5-21-70

  •    mich.kraeved.museum@mail.ru

Вышестоящая организация

Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска

  •     8 (47545) 5-30-89

  •    cult6827@mail.ru

  •    http://michcult.ru

© Мичуринский Краеведческий Музей. Все права защищены.

Search

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее