Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу музея? Напишите — решим!

Авторские статьи

Художник С.И. Криволуцкий

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сергей Иванович Криволуцкий родился в селе Курдюки Кирсановского уезда 28 сентября 1869 года. По происхождению сын дьякона, первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, курса не окончил и, будучи 13-14 лет, поступил в ученье к И.И. Гладышеву, учителю рисования Тамбовских учебных заведений. Жизнь у Гладышева показалась не сладка, и юный протестант ушел «до дома». Отец опять привез сына к учителю, но мальчик вновь убежал по пешему хождению. Спустя год, поступил к М.Ф. Юрьеву в Козлове. Здесь пробыл два года и уехал в Скопин к И.С. Вязову. Из Скопина перебрался в Москву, где работал, в качестве ученика у И.К. Кондратьева. В погоне за средствами, должен был принять участие в работах по отделке и украшению политехнического музея. Поступил в училище живописи и ваяния, но платы за право учения не внес и, чтобы не умереть с голода, днем ходил на разломку старых городских рядов, а вечером по пивным со скрипкою. Держал экзамены в училище во второй раз и провалился. В третий раз был принят. Занимал квартиру в каком-то курятнике и пел в хорах: Знаменского, Скворцова и театральном, даже пришлось играть роль Дмитрия Самозванца. Кончил курс училища в 1895 году. В следующем году поступил в академию художеств к жанристу В.Е. Маковскому. В академии (пел в хоре, чем и жил) пробыл 3 года с конкурсом. За картину «Искусство и семья», приобретенную музеем академии (картина эта была воспроизведена в гравюрах иллюстрированных журналов «Нивы», «Нового мира» и пр.), был послан стипендиатом за границу. Вернулся из путешествия в 1900 году, объехавши все известные музеи, галереи и выставки.

В 1900 году, в Козлове, в иконописной мастерской М.Ф. Юрьева на Сенной площади, под руководством художника С.И. Криволуцкого, были открыты воскресные классы рисования, причем кроме рисования с оригиналов, гипса и натуры, г-н Криволуцкий читал своим ученикам лекции перспективы и анатомии. Школа эта насчитывала до 15 учеников с платою по 10 рублей ежемесячно.

Однако, вскоре, классы эти закрылись за отъездом С.И. Криволуцкого на службу в качестве преподавателя в Новиковскую школу живописи. С апреля по октябрь художник состоял преподавателем в Новиковской (при селе Новоалександровском Козловского уезда) школе живописи. В эти полгода ученики его сделали такие успехи, что за серию этюдов и картин, выставлявшихся в Петербурге, синодальный училищный совет отпустил школе субсидию в размере 800 рублей, а академия художеств снабдила школу весьма ценными учебными пособиями, почти на такую же сумму. Однако, Криволуцкий пришелся «не ко двору» в этой школе и вскоре возвратился в Козлов, с твердым решением официально открыть школу рисования.

Летом 1901 года на улицах города появились афиши, извещающие о том, что окончивший Академию художеств Криволуцкий открывает народную школу рисования и принимает в неё всех художников-самоучек.

Появилось объявление об открытии школы и в «Козловской газете». «Школа рисования и живописи, в связи с религиозной живописью и черчением имеет быть открыта в гор. Козлове в самом непродолжительном времени. О дне открытия и плате за ученье будет объявлено особо. Классный художник С.И. Криволуцкий».

Открытие новой школы живописи Криволуцкого находилось под пристальным вниманием местной прессы. «Козловская газета» писала: «Окончивший курс в Императорской академии художеств, классный художник С.И. Криволуцкий открывает в Козлове новую школу – рисования и живописи в связи с иконописью. Если мы не ошибаемся - это будет первая такая школа в России. Есть школы рисования, школы живописи, школы рисования и живописи, наконец, школы иконописи, но такой школы, которая объединяла бы все эти три задачи, насколько мы знаем, еще нет. Во всяком случае, это будет оригинальная школа, которая под руководством знатока своего дела, медальера и стипендиата академии, посылавшая Криволуцкого за границу, в путешествие по музеям и выставкам, - надо думать, сослужит немалую службу и Козлову, и делу искусства… Теперь молодой 32-хлетний художник начинает собственное, весьма серьезное и трудное дело. Начинает без капиталов, без запасов, с одною твердою верою, что оно пойдет силою вещей, силою назревшей потребности населения иметь школу рисования и живописи, вблизи, чтобы она была доступна всем, даже последним беднякам, чтобы не приходилось им тащиться в далекие столицы, голодать там, чахнуть, делить существование между ученьем и добычей куска хлеба, иногда, от непосильной борьбы и умирать. За большой платой будущий директор школы не гонится. «Состоятельные люди, - говорит он, заплатят мне то, что будет обходиться ученик самому мне, а талантливые бедняки могут жить у меня и даром, окупая себя исполнением некоторых заказов». При школе устроится общежитие для учеников, приезжающих со стороны. Заявлений о желании обучаться искусству принято уже не мало, так что есть полное основание надеяться, что учениками школа будет богата. К этому не можем не добавить, что она богата также симпатиями, выражаемыми ей, как отдельными лицами, так и учреждениями. Например, Козловская городская дума, в заседании своем 9 ноября постановила отпустить г-ну Криволуцкому на открытие школы 500 руб. заимообразно на три года. Если даже наша дума раскошелилась, то значит школа - дело назревшее».

Как же решался вопрос о выдаче субсидии школе Криволуцкого на заседании Козловской городской думы 9 ноября 1901 года?

Итак, «Докладывается просьба художника С.И. Криволуцкого о ссуде ему 500 руб. на школу рисования, живописи и иконописи в Козлове. Доклад сопровождается личными пояснениями самого просителя, указывающего, между прочим, на то, что если дума согласится на его ходатайство, то такую же субсидию откроет ему и академия художеств. Городской голова. Я получил еще письмо от г-на Тамбовского губернатора, который пишет, что зная положение финансов города, он все-таки надеется, что дума не откажет г-ну Криволуцкому, начинающему весьма благое и полезное для огромного района предприятие. Гласные: Калмыков и Калабин Н.А. Нельзя ли в этой школе особенно развить черчение планов и т.п.? Криволуцкий объясняет, что на первый год он обещать этого не может. Большинство склоняется дать ссуду заимообразно, без процентов, на три года. Баллотировка высказалось за это 15-ю голосами и 8 – были против».

В ноябре 1901 года начинаются занятия в школе, а в середине января 1902 года состоялось её официальное открытие. Из-за плохого материального положения школа просуществовала 4 года, в 1906 году Криволуцкий закрывает своё заведение.

В своей книге «Жизнь художника» А.М. Герасимов так вспоминает о Криволуцком: «Кажется, в начале 1900 года к нам в Козлов приехал художник Криволуцкий Сергей Иванович, окончивший академию художеств по мастерской Владимира Маковского.

Криволуцкий – уроженец села Курдюки Тамбовской губернии. Будучи уверенным в успехе своего начинания, он открыл в нашем городе художественную школу. Однако, Сергей Иванович лишен был практической сметки. В своей дипломной работе «Семья и искусство» (картина хранится в музее Академии Художеств в Ленинграде) он как бы предугадал свое будущее, то есть многодетную семью и постоянную нужду. Он никогда не шел ни на какие компромиссы. Не сумев приспособиться к местным условиями нравам «отцов города», он запил горькую. И все же его школа просуществовала несколько лет».

Вспоминая о Криволуцком, А.М. Герасимов говорит о нём, как о многодетном отце. Что же мы знаем о детях Сергея Ивановича. В документах Тамбовского областного архива, находятся два дела учеников Козловского коммерческого училища: Криволуцких Ивана и Бориса.

Криволуцкий Иван Сергеевич родился 30 января 1896 г. В 1905 году поступил в приготовительный класс ККУ. В экзаменационном листе указано: звание, имя, отчество и фамилия родителей: личный дворянин Сергей Иванович Криволуцкий. Место жительства: г. Козлов Конная площадь дом Воронова.

Криволуцкий Борис Сергеевич родился 22 февраля 1897 г. В 1906 году поступил в приготовительный класс ККУ.

Еще о двух детях Сергея Ивановича узнаем из метрических книг. 29 июля (крещен 30 июля)1900 года у Потомственного Почетного Гражданина Сергея Ивановича Криволуцкого и его законной жены Елизаветы Васильевны родился сын Олимпий. Восприемники: Рязанской губернии крестьянин Петр Иванович Морозов и Козловского купца Михаила Федоровича Юрьева жена Елена Григорьевна.

4 апреля (крещена 6 апреля) 1902 года у Потомственного Почетного Гражданина Сергея Ивановича Криволуцкого и его законной жены Елизаветы Васильевны родилась дочь Александра.

Занятия по школе, однако, не помешали С.И. Криволуцкому, в этот период, написать картину «Моление о чаше», назначенную для помещения в алтаре храма села Курдюков, как дар от сына – матери.

Это событие было отмечено статьей в Тамбовских губернских ведомостях: «С 4 по 17 марта, в доме Шишкина на Московской улице была выставлена картина художника С.И. Криволуцкого «Моление о чаше». Плата за вход 40 коп., для малолетних и учеников 20 коп. Отмечаем эту выставку, прежде всего, как первую попытку к ознакомлению нашей публики с оригинальным художественным творением, притом не в сообществе с другими подобными же произведениями, а solo. С материальной стороны она не дала автору, конечно, никаких выгод. Вместо того, чтобы отнестись к художнику, не безызвестному в мире «красок и тонов», с долей внимания и участия, наша публика только позубоскалила над этой попыткой, кто с точки зрения цены, кто с точки зрения оригинальности не по физиономии города… Помимо этого зубоскальства, козловцы, не замедлили выказать ещё и порядочную долю грубости, которая, может быть приравнена к глупости. Например, в помещение выставки гостинодворские завсегдатаи присылали деревенских мужиков за покупкою мыла, керосина, калачей и еще чего-то…Словом, мы себя развернули. На картине Спаситель изображен в коленопреклоненной позе с приподнятыми руками. Сам Он, лес, трава, земля, перспектива отдаленного города – все освещено таинственным, зеленоватым лунным светом. Лицо Богочеловека грустное и сосредоточенное. Как в целом, так и в подробностях, картина выписана хорошо, сильно, без «замазыванья». Работал над ней художник несколько более месяца. И несмотря на все это г-н Криволуцкий открывает школу рисования. Все ученики Новиковской школы покинули школу вместе со своим учителем для того, чтобы снова собраться, как только он откроет школу в Козлове. С материальной стороны обещала солидную поддержку О.А. Новикова и другие, сочувствующие делу люди. Давай Бог!..».

Некоторые краеведы отмечают, что одним из учеников школы Криволуцкого был А.М. Герасимов.

Так, В. Дрокин пишет: «Среди учеников школы Криволуцкого был А.М. Герасимов, который вспоминает следующее: «С первого же дня моего посещения школы, Криволуцкий, раз и навсегда определил мою судьбу. Его простые и искренние слова огнем зажигали наши сердца и открывали перед нами великие задачи искусства. Криволуцкий направил меня и многих других моих товарищей в высшее художественное училище».

Однако, сам Александр Михайлович пишет следующее: «Школу Криволуцкого я не мог посещать, так как это значило бы оставить отца без его единственного помощника. Я даже не решался заговорить с ним о том, что хочу учиться. Однако, я иногда заглядывал в художественную школу и смотрел, как работают ученики Криволуцкого. Однажды, я показал ему несколько копий, сделанных мной с репродукций. - Бросьте заниматься этой ерундой. Поезжайте в Москву поступать в школу живописи, - сказал, как отрубил, Сергей Иванович».

В 1902 году «Козловская газета» разместила на своих страницах следующее объявление: «Школа живописи рисования Криволуцкого г. Козлов Мясницкая (Интернациональная) ул. Начало занятий с 15 сентября. Прием учеников и учениц круглый год. Плата с приходящих 80 руб. в год, с пансионеров 150 руб. в год. Для учениц общежития не имеется. Занятия ежедневно с 9 до 12 ч. и с 5 до 8 ч. вечера. Учебный год с 15 сентября по 1 апреля. Взнос денег по полугодиям, вперед».

Местная пресса не оставляла своим вниманием новое учебное заведение. Так в ноябре 1902 года в «Козловской газете» появилась следующая заметка под названием «В школе живописи и рисования».

«Недавно мы посетили школу живописи и рисования, открытую художником С.И. Криволуцким. В большой светлой комнате, уставленной бюстами, моделями и пр., склонившись над столиками и мольбертами, сидели 15 человек учеников в возрасте от 12 до 19 лет. Ученики разделялись на группы, по степени искусства и успехов. Любезный директор школы показал нам целую серию рисунков, исполненных учениками за время существования её. Многие рисунки обнаруживают замечательную технику и невольно останавливают на себе внимание. Почти все ученики живут в общежитии, устроенном при школе с платою по 150 руб. в год.

Среди них есть приезжие из дальних мест, ранее обучавшиеся в церковно-учительской (Новиковской) двухклассной школе, устроенной при с. Ново-Александровке Козловского уезда.

С текущего сезона к г-ну Криволуцкому начали поступать стипендиаты уездных земств Тамбовской губ., исключительно дети крестьян. Усманское земство, например, прислало двух учеников, Кирсановское также намеревается прислать от себя двух-трех. Настойчивость, с которою г-н Криволуцкий ведет школу, не только не получая от неё никаких прибылей пока, а даже, вкладывая свои средства, - не дают места сомнениям в успехе предпринятого дела. Да, художнику сейчас не легко. Почти без всего, с одними, правда, крайне ценными, - знаниями он взял на себя то, что под силу лишь городскому или земскому бюджету. Посылая в школу стипендиатов, земства показали, что они уже поняли задачи её и практическое значение для жизни.

Но почему же только земства откликнулись на инициативу г-на Криволуцкого? Козловская дума, правда, еще в прошлом году ассигновала единовременно 500 руб. в виде субсидии школе. Но ведь субсидия – субсидией, а стипендии – стипендиями. Не мешало бы думе открыть постоянный кредит, хотя на двух стипендиатов из детей козловских мещан. Мещанская и ремесленная управы также должны бы озаботиться посильными сметными ассигновками. Школа Криволуцкого для Козлова – крупная находка, а всякий дар, двинутый на помощь к ней, будет благородным порывом создать почву для развития художественных талантов».

Некоторые мичуринские краеведы утверждают, что школа живописи С.И. Криволуцкого помещалась на ул. Революционной (Вознесенской) в доме № 55.

Однако, одно небольшое происшествие, о котором рассказывала читателям «Козловская газета», позволяет нам узнать точный адрес школы живописи С.И. Криволуцкого. «19 ноября в 8 часов вечера из передней школы художника г-на Криволуцкого, на углу Мясницкой и Вознесенской улиц в доме братьев Полянских, неизвестно кем похищены пальто и галоши резиновые на сумму 18 рублей 50 коп.; розыск виновных и вещей производятся».

Это здание, расположенное по улице Интернациональной дом № 85, хорошо известно мичуринцам, интересующимся историей родного города.

К ученикам С.И. Криволуцкого относят художников: Д.Р. Панина, С.С. Варсонофьева, И.Я. Копрова, И.В. Гурова, Г.Т. Романов-Скороходова и др.

Несколько архивных документов расскажут нам о др. учениках школы живописи С.И. Криволуцкого. Все они датируются 1903 годом.

1-й документ. № 202. 16 января. В Козловскую уездную земскую управу. Крестьянина Козловского уезда с. Хмелевого Ивана Семенова Щугорева прошение. Имею честь покорнейше просить Уездную Управу возбудить ходатайство пред ближайшим земским собранием о назначении и выдаче мне стипендии в размере 150 руб. в год для продолжения моего художественного образования в школе художника «академика» С.И. Криволуцкого в гор. Козлове. Своих средств для этого я не имею, а оставаться на полдороге к цели не желательно уже потому, что ничему другому я не учился, а начинать с начала поздно. Стипендию я прошу продлить и тогда когда, я, по окончании школы г-на Криволуцкого буду переведен в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. При сем прилагаю мои последние работы и отзыв обо мне С.И. Криволуцкого. К сему Иван Щугорев 1903 года января 15 дня.

2-й документ. № 1197. 20 марта. В Совет Козловской уездной земской управы. Крестьянина Козловского уезда Подгоринской волости села Поповки Афанасия Иванова Попова прошение. Имею стремление к художественному образованию, но не имея своих средств, имею честь покорнейше просить господ членов совета земской Управы о выдаче мне стипендии в сумме 150 руб. на каждый год сроком на три года для полного моего образования в художественной школе художника живописи и рисования художника Сергея Ивановича Криволуцкого в гор. Козлове, из коих я должен платить 80 рублей за право учения, а на остальные 70 рублей содержаться при школьном общежитии. Начатие моего учения в Иоанно-Богословской церковно-учительской школе в продолжении трех лет, после этого один год в городе Козлове у художника Сергея Ивановича Криволуцкого из-за неимения средств с 1903 года 15 сентября я должен уволиться из числа учеников и остаться на полдороге, а это меня страшно пугает, других занятий я не знаю, в таком случае я принужден обратиться к Вам за помощью. По окончании моего курса израсходованные мною деньги из Козловской земской управы я обязуюсь уплатить возвратно, к совету будут высланы несколько рисунков на рассмотрение, притом прилагаю удостоверение от художника Сергея Ивановича Криволуцкого. 1903 года 19 марта. Афанасий Иванов Попов.

Марта 19 дня 1903 года. Удостоверение. Выданное ученику школы живописи художника С.И. Криволуцкого, находящейся в г. Козлове, Афанасию Иванову Попову, в том что он, Попов, пробыл в моей школе прошлый 1901/02 учебный год в качестве ученика, и доказал свои способности к живописи, теперь же за неимением средств принужден выйти из числа учащихся. Художник живописи Сергей Иванович Криволуцкий.

3-й документ. № 3277. 20 августа. В Козловскую уездную земскую управу. Деревни Ивановки Сабуро-Покровской волости крестьянина Ивана Маркова Лопухова покорнейшее прошение. Сын мой Григорий Иванов Лопухов обнаруживает большие способности к рисованию. Я сознаю, что должен дать ему правильное художественное образование. К моему глубокому прискорбию исполнить это по своей бедности не могу. В г. Козлове существует школа живописи и рисования С.И. Криволуцкого. Некоторые земства уже имеют в этой школе своих стипендиатов. Покорнейше прошу Козловскую уездную земскую управу, не найдется ли возможности определить моего сына на стипендию от нашего земства в означенную школу. Плата за право обучения80 рублей, а с общежитием 150 рублей. 1903 года 18 августа. Крестьянин деревни Ивановки Сабуро-Покровской волости Иван Лопухов.

В 1903 году С.И. Криволуцкий пишет заявление в Козловскую земскую управу, следующего содержания: «№ 3366. 26 августа. В Козловскую уездную земскую управу. Художника Императорской академии художеств С.И. Криволуцкого заявление. Имею честь покорнейше просить управу не отказать представить мое заявление предстоящему очередному земскому собранию нижеследующего содержания: Учрежденная мною в г. Козлове школа рисования и живописи, вступила в третий год своего существования при прогрессивном возрастании количества учеников, причем школа, при своем учреждении, вызвала симпатичное отношение к ней как в местном обществе, так и в окрестностях.

Симпатии эти выразились со стороны города единовременной субсидией в размере 500 рублей, от Усманского и Кирсановского земств, присылкой своих стипендиатов. Расширяясь и становясь на более твердую почву, дело требует расширения помещения и прочих условий обучения, а потому и большей затраты, что привело меня к необходимости обратиться с настоящею просьбою к Козловскому уездному земству. Я прошу земское собрание назначить моей школе ежегодную субсидию в возможном размере, а я в свою очередь по примеру с Усманским и Кирсановским земством открою соответствующее число стипендий. Полагаю, что такое единственное в Тамбовской губернии просветительское учреждение, как моя школа рисования и живописи, найдет себе сочувствие среди собрания, и получит в первое – самое трудное время своего существования материальную поддержку, которая в свою очередь не замедлит вознаградиться…». К сожалению концовка заявления не сохранилась.

Несколько документов из Тамбовского областного архива рассказывают нам ещё об одной стороне деятельности С.И. Криволуцкого. Мало кто знает, но художник был председателем Козловского комитета по устройству в Козлове художественно-промышленного музея.

О создании этого общества рассказывает протокол заседания Козловского комитета по устройству в Козлове музея от 25 сентября 1903 года. «В заседание прибыли: 1) Криволуцкий Сергей Иванович 2) Чиликин Василий Павлович 3) Сатин Иван Аркадьевич 4) Абморшев Иван Данилович 5) Жихарев Николай Сергеевич 6) Наумов Андрей Иванович 7) Попов Михаил Митрофанович 8) Шрайбер Оскар Эдуардович 9) Буницкий Владимир Леонидович 10) Константинович Сергей Ефимович 11) Мухортов Василий Матвеевич 12) Лаврентьев Александр Матвеевич 13) Иванов Александр Семенович 14) Быханов Макар Семенович 15) Пастухов Алексей Иванович 16) Савостьянов Николай Петрович 17) Савостьянов Василий Николаевич 18) Иванов Михаил Яковлевич 19) Лебедев Алексей Лукич – свящ. 20) Зеберг Генрих Иванович 21) Липко Антонин Иванович 22) Полянский Сергей Дмитриевич 23) Полянский Леонид Дмитриевич 24) Сидельников Александр Николаевич. Кроме прибывших доложено общему собранию о том, что изъявили желание содействовать устройству музея следующие лица: Михаил Павлович Чиликин, живущий в Саратове, Николай Данилович Тюменевский, там же, Павел Александрович Баженов – в Москве, Иван Васильевич Воронов – в Риге, Владимир Иванович Фрейман – в Тамбове, Исаак Полиэктович Батюков – В Петербурге.

С.И. Криволуцкий читает доклад. «Бывая по делам своей школы в Санкт-Петербурге в Академии художеств, я получил согласие от участников художественных выставок, дать для моей школы свои произведения, которых набирается около 60 экз. Желая эту художественную ценность сделать достоянием не одной только школы, а целого общества я, частным образом, возбудил среди местной интеллигенции вопрос о постоянной выставке этих произведений в виде художественного музея. Интеллигенция Козлова оказалась настолько отзывчива, что к моему предложению примкнули люди, желающие со мною разделить труды по устройству и других отраслей музея, т.е. историко - археологического, отдела естествознания, кустарно - промышленного, архитектурного, библиографического и др. Эта отзывчивость и побудила меня к тому, чтобы обратиться ко всем Вам, Милостивые Государи, с покорнейшей просьбой оказать свое посильное содействие этому хорошему начинанию. Из числа лиц, отозвавшимся по разным специальным отделам музея, я назову присутствующих здесь, которых и прошу высказаться по другим отраслям музея, так как я беру на себя только художественный отдел музея. Буницкий. Собирание образцов товаров, рисунков, чертежей. Хлебоведение. Анализ, сравнение с иностранными произведениями сельского хозяйства. Это совпадает с задачами коммерческого училища. По товароведению, можно собрать образцы товаров в систематическом порядке, для знакомства с условиями и способами производства. Чтобы всякий простолюдин мог наглядно видеть эти способы производства. По естествоведению, флора и фауна местная, применительно к вреду или пользе для сельского хозяйства. По анатомии снестись с университетом и получить препараты. Наумов. Какую цель будет преследовать музей, строго научную или только образовательную? Шрейбер. Предлагает пока только собирать все что возможно, и цели и классификацию можно будет применить потом. О.Лебедев. Предлагает предварительно установить санкцию собрания и его организацию. Криволуцкий. Поддерживает это предложение. Сатин. Предлагает способы организации. Приводит пример музея Александра III. Липко. Предлагает просить о надлежащем разрешении Тамбовского губернатора. Собрание соглашается. В постоянную комиссию избираются: С.И. Криволуцкий, В.Л. Буницкий, А.И. Наумов, Г.И. Зеберг, Н.С. Жихарев, Литвиненко, Фрейман, Попов М.М. Мухортов, Лаврентьев, Абморшев И.Д., Чиликин В.П. и Сатин И.А. Собрание постановило поручить избранному комитету разработать следующие вопросы: 1) Просить Тамбовского губернатора о разрешении временно функционировать комитету по устройству музея. 2) Выработать Устав, с определением его назначения, учреждения и названия его. 3) О временном помещении 4) Изыскание средств. Подписали. Председатель С. Криволуцкий. Члены собрания (подписи)».

«15 октября 1903 года. № 936.

Его Превосходительству Господину Тамбовскому губернатору

Общества по учреждению в городе Козлове художественно-промышленного музея

Прошение.

Имеем честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить нам временно впредь до выработки и утверждения устава нашего общества функционировать в смысле собирания вещей и изыскания средств для осуществления намеченных нами целей. При сем имеем честь приложить копию с протокола и постановления Общего Собрания, которые покорнейше просим разрешить нам напечатать для рассылки членам нашего общества. Председатель С. Криволуцкий. Секретарь Сатин.

«24 октября 1903 г. за № 8821 от Тамбовского губернатора было получено следующее объявление. «Объявляется председателю общества по учреждению в г. Козлове художественно - промышленного музея С.И. Криволуцкому, что я разрешаю ему лично, впредь до выработки и утверждения устава проектируемого общества, собирать предметы для музея и изыскивать средства для осуществления целей, намеченных в протоколе заседания учредителей музея от 25 сентября текущего года. Вместе с тем С.И. Криволуцкий обязывается представить мне к 15 января 1904 года отчет по выше упомянутой, разрешенной ему мною деятельности. Г-ну Козловскому Полицмейстеру для вручения адресату».

«13 января 1904 г. № 53. Комитет по учреждению Художественно - промышленного музея в Козлове.

Его Превосходительству Господину Тамбовскому Губернатору

Вследствие предстоящей выставки собранных комитетом музея картин и прочих предметов музея, отчет о деятельности комитета может быть представлен Вашему Превосходительству не раньше 18-го января с/г.

Председатель комитета С. Криволуцкий. Секретарь Сатин. Адрес: г. Козлов у Никитской церкви д. Вороновых С.И. Криволуцкому».

Еще один период жизни С.И. Криволуцкого связан с Сухотинским Знаменским женским монастырем.

«Курсы живописи для молодых послушниц и монахинь Сухотинского женского монастыря вел талантливый тамбовский художник С.И. Криволуцкий. В конце ХIХ века Криволуцкий закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и был приглашен Е.М. Болдыревой для работы в иконописной мастерской. Для этой мастерской Болдырева построила двухэтажный дом и оборудовала его всем необходимым: материалами, принадлежностями, пособиями. Под руководством Криволуцкого воспитанницы иконописной мастерской быстро достиг ли больших успехов в живописи; их работы, выполненные в золотистых тонах, были очень популярны на Тамбовщине. Сестры писали по дереву, полотну и цинку. Умело расписывали они и церковные стены. Новую двух этажную трапезную в Сухотинском монастыре они оформили иконами больших размеров. Художницы Сухотинского монастыря не раз принимали участие в художественных выставках, некоторым из них Криволуцкий настоятельно рекомендовал продолжать обучение в столицах. Высокую оценку и правительства и синода получил уровень организации учебно-творческого процесса в монастырской мастерской, который не раз был удостоен специальных грамот и наград. В 1909 году Криволуцкий уезжает с семьей в Москву, но периодически навещает свою мастерскую».

В 1908 году в «Козловской газете» в разделе «Письма в редакцию» была опубликована переписка между М.Ф. Юрьевым и С.И. Криволуцким.

М.Ф. Юрьев пишет: «М.Г. г-н редактор. Будьте любезны дать место моему объяснению на письмо художника Криволуцкого. Мое желание – предать гласности те несправедливости, которые выражены в письме Криволуцкого и вместе с тем осветить, затмившуюся память художника. Действительно, мною сделан договор с Криволуцким, по которому он обязался написать 19 образов за 995 руб., с условием доставить таковые к 1 августу1908 г. По настоящее время Криволуцким доставлено мне всего лишь 9 образов, которые по расценке стоят 470 руб., а получено им за свои работы с меня 389 руб.

По какой же арифметике делал свои вычисления Криволуцкий, требуя с меня 181 руб. Г-н Криволуцкий указывает, что он тогда-то являлся ко мне за получением денег в 10 ½ часов вечера, ввиду необходимости закупить для семьи припасы. Как видно, Криволуцкий за темнотою перемешал стрелки своих часов: приход его ко мне был не в 10 ½ часов, а в час ночи, когда в доме все уже спали. В то время заработанных им денег за мною не было, да и где Криволуцкий, мог закупить продукты для семьи, когда магазины в это время бывают закрыты? Что касается тех денег, про которые Криволуцкий говорит, что он получал по три, два и даже по одному рублю, то это верно, но только он получал не за сделанные работы, а просил вперед под работу, даже не начатую. По договору Криволуцкий должен все образа за исключением иконы на престол «Воскресения Христова», написать на листовом цинке № 16. Между тем доставленные за последнее время иконы, написаны на цинке № 15, что в нотариальном контракте лично у меня с борщевским обществом недопустимо. По договору Криволуцкий должен написать к 1 августу 19 образов; со времени заказа прошло более 12 месяцев, а доставлено Криволуцким только 9 икон. До 1 августа остается только 15 дней и за этот период времени нужно сдать еще 10 образов. Сомневаюсь, по силам ли будет Криволуцкому исполнить договор, принимая во внимание, что он собственноручно обязан сделать эту работу. Мне же известно, что и доставленные образа не все исполнены им, а с помощью других лиц, хотя по художественному исполнению трудно в его иконах отличить кисть действительного художника от самого заурядного живописца. Кроме того, считаю нужным заявить г-ну Криволуцкому, что без согласия борщевского общества, иконы, написанные на цинке № 15, я принять не могу, согласно моего договора с вышеупомянутым обществом. М.Ф. Юрьев.

В следующем номере «Козловской газеты» появился ответ С.И. Криволуцкого. «Письма в редакцию. М.Г. Г-н редактор! Отвечаю на письмо г-на Юрьева в № 57 К.Г., где он сам признает, что должен мне (470-389) 81 руб. Далее по договору, я должен был писать образа на цинке № 16, а доставлен ему только один образ на цинке № 15. Это вышло не потому, что я хотел выгадать 80 коп. в листе, а потому, что цинка № 16 в продаже в Козлове не было, о чем мною было заявлено попечительству, на что оно дало свое согласие в принятии работы и выдало соответствующую расписку. Характерно при этом словесное заявление некоторых попечителей, что если бы они приняли работу и на картоне, то Юрьеву до этого никакого дела нет. В последнем пункте письма Юрьев говорит, что я не лично сам работал образа и касается достоинства моей работы. Ни один художник не работает ни цинка, ни подрамка, и не заготовляет материала для работы, а пользуется уже готовым; что же касается помощников, то таковые имеются для подготовительных работ у каждого художника. Для примера можно указать, что великий художник Репин, когда писал картину «Государственный Совет», то имел помощников для подготовительных работ. Образа же, доставленные мною г-ну Юрьеву, скреплены моею подписью - следовательно, я за это отвечаю. Клевета г-на Юрьева в этом случае рушится уже сама собою. Что касается качества моей работы, то это может установить экспертиза, в которую, к сожалению г-на Юрьева, он не попадет, как деревенская бабка-повитуха не может попасть в комиссию для оценки действий доктора-акушера. Художник Сергей Криволуцкий».

Из этих не очень любезных писем друг к другу, можно сделать предположение, что бывшие: ученик (Криволуцкий) и учитель (Юрьев), совершенно рассорились, и могли общаться между собой, только в таком виде, с помощью газеты, делая достоянием всех свои взаимоотношения. Мы же, исходя из темы нашего исследования, для себя отметим, что в 1908 году владелец иконописной мастерской М.Ф. Юрьев заключил договор с художником Криволуцким на изготовление 19 образов для церкви села Борщевого.

В 1909 году С.И. Криволуцкий, по приглашению купца Петра Ивановича Шихобалова, уезжает в г. Самару, где вместе с художником Князевым, работает над фресками Покровского кафедрального собора. Находясь в Самаре, он пишет письмо в Козловское коммерческое училище со следующей просьбой: «Господину директору ККУ. Художника Сергея Ивановича Криволуцкого прошение. Имею честь покорнейше просить Вас г-н директор выслать документы моих детей Ивана и Бориса Криволуцких, обучавшихся во вверенном вам училище и уволенных за невзнос денег за право ученья в 1907 году, Иван из первого, а Борис из приготовительного классов. Высылку документов очень прошу не задерживать. Художник Сергей Иванович Криволуцкий. Апреля 17 дня 1909 г. Адрес: Самара дом Петра Ивановича Шихобалова, Криволуцкому.

22 апреля 1909 г. С.И. Криволуцкому №169 М.Г. По поручению директора, согласно вашего прошения, посылаю вам при сем две метрические выписки о рождении Ваших сыновей: Ивана и Бориса Криволуцких. И.д. письмоводителя Трусов».

Еще один период жизни С.И. Криволуцкого связан с Сухотинским Знаменским женским монастырем, куда он был приглашен Е.М. Болдыревой для работы в иконописной мастерской. Тамбовская землевладелица Екатерина Михайловна Болдырева построила для этой мастерской двухэтажный дом и оборудовала его всем необходимым: материалами, принадлежностями, пособиями. Здесь он вел «Курсы живописи для молодых послушниц и монахинь Сухотинского женского монастыря. В течение четырех лет С.И. Криволуцкий обучал монастырских сестер анатомии, перспективе, рисунку с натуры. Под руководством Криволуцкого воспитанницы иконописной мастерской быстро достигли больших успехов в живописи; их работы, выполненные в золотистых тонах, были очень популярны на Тамбовщине. Сестры писали по дереву, полотну и цинку. Умело расписывали они и церковные стены. Новую двухэтажную трапезную в Сухотинском монастыре они оформили иконами больших размеров. Художницы Сухотинского монастыря не раз принимали участие в художественных выставках, некоторым из них Криволуцкий настоятельно рекомендовал продолжать обучение в столицах. Высокую оценку и правительства и синода получил уровень организации учебнотворческого процесса в монастырской мастерской, который не раз был удостоен специальных грамот и наград. В 1909 году Криволуцкий уезжает с семьей в Москву, но периодически навещает свою мастерскую».

С декабря 1913 года по март 1914 года в Тамбовских епархиальных ведомостях размещались объявления Императорской Академии Художеств художника и пенсионера С.И. Криволуцкого: «Имею честь довести до сведения оо. Настоятелей и ктиторов церквей Тамбовской епархии, что в г. Тамбове, мною открыта художественно-живописная мастерская, где принимаются заказы на иконостасную и киотную живопись, стенные церковные работы, картины и портреты. Желающим приобрести к предстоящим торжествам, как киотные, так и аналойные иконы Тамбовского Святителя Питирима по художественным оригиналам, мною лично написанным, и находящимся для осмотра в мастерской, прошу заблаговременно поспешить заказом. Императорской Академии Художеств художник и пенсионер С.И. Криволуцкий. Адрес. Г.Тамбов, Успенская улица (близ вокзала) дом Юрцева».

В предреволюционные годы Криволуцкий, живя в Москве, испытывал материальные затруднения, отошел от творческой деятельности. В 1919 году он возвращается в родное село Курдюки, где прожил последние три года. В это время он пробует свои силы в качестве декоратора. Приехав в Кирсанов, он предложил свои услуги городскому народному театру, оформив спектакль по пьесе М. Горького "На дне". Умер художник летом 1922 года в Курдюках.

Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед

Текущие мероприятия

  • Ежегодная городская художественная выставка

    (12.09.2024 14:00)
  • Выставка подстаканников "Свидетели эпохи"

    (28.04.2024 12:00)
  • Экскурсия по дому купцов Стрельниковых (Мичуринский краеведческий музей)

    (14.02.2024 09:00)

Архив статей

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Контактные данные

  •     393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 297Г

  •     8 (47545) 5-21-70

  •    mich.kraeved.museum@mail.ru

Вышестоящая организация

Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска

  •     8 (47545) 5-30-89

  •    cult6827@mail.ru

  •    http://michcult.ru

© Мичуринский Краеведческий Музей. Все права защищены.

Search

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее