Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу музея? Напишите — решим!

Фотоэкскурсии по музею

Фотоэкскурсия по залу военной истории Козлова (XVII-начало XIX века)

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

1

Крепость

 

Возведение укреплений началось осенью 1635 года. Строители крепости, торопясь до зимы установить крепостные укрепления, построили в городе наиболее легкие острожные стены. Конструкция такой стены представляла собой плотный ряд вертикально стоящих бревен. Длина бревен обычно равнялась 3 саженям, на одну сажень бревно закапывалось в землю. (1 сажень = 2,1336 м). По сравнению с рубленой стеной острожная стена имела свои преимущества. Для ее сооружения требовалось меньше леса, а в случае тревоги было быстрее подойти к бойницам. Бойницы устраивались в крепостных стенах, которые располагались в несколько рядов. Из верхних бойниц огонь вели стрелки, находящиеся на кроватях (мостки), из нижних бойниц – стоявшие на земле. Недостатком такой стены была ее небольшая прочность. Но целью татарских набегов никогда не была осада крепостей и захват территории. Стремясь захватить в плен людей и скот, татары избегали прямых боевых столкновений, не оставаясь подолгу на одном месте, спешили уйти с добычей. И, как показало время, строители не ошиблись в своих расчетах: за всю свою историю город не был осажден ни разу. Отметим, что представленный макет не совсем соответствует действительности из-за бревен, которые лежат горизонтально, а не вертикально. Также отметим, что представленный макет отражает вид крепости в середине XVII века, после ряда перестроек.

Башни устраивались среди стен и представляли собой либо квадрат, либо правильный шестиугольник. Наличие башен намного усиливало оборону крепости. В них размещалась артиллерия, они также использовались для наблюдения за врагом. Башни состояли из закрытых отделенных друг от друга этажей, которых было два или три. Пол каждого этажа назывался мостом.

 

 

stroitelstvo-goroda-arkhipov

С. Г. Архипов. "Строительство города Козлова в 1635 году"

 

Картина С. Г. Архипова "Строительство города Козлова в 1635 году" поступила в Мичуринский краеведческий музей в 40-х годах XX века. Время создания работы – первая половина XX столетия. На картине изображено строительство Козловской крепости при основании города. Автор разрабатывает исторический сюжет постройки городских укреплений. Для строительства нового города привлекались различные служилые люди из ближайших городов (на изображении). Во время строительства Козлова денежного жалованья они не получали, это была их обычная служба. Плотникам, изображённым в левой части картины, которые были у городового и у церковного дела, было положено жалованье: "давать поденного корму по шести и по пяти и по четыре деньги на день из тех денег, которые с ними посланы". Крепость торжественно заложили в воскресный день 11 октября 1635 года. В центральной части картины изображён воевода (возможно И. Биркин), который непосредственно руководил процессом строительства, о чём свидетельствует его характерный указывающий жест.

 

 

33

С. Г. Архипов. "Восстание в Козлове в 1648 году"

 

Картина С. Г. Архипова "Восстание в Козлове в 1648 году" поступила в Мичуринский краеведческий музей в 50-х годах XX века. Время создания работы – первая половина XX столетия. На картине изображена сцена восстания в городе Козлове во время Соляного бунта, который явился отголоском московского бунта. Указом 7 февраля 1646 года был введен высокий налог на соль. Выгоды от него ожидались значительные, так как с его введением были отменены крупные налоги – стрелецкие и ямские. В действительности же соляной налог обрушился всей тяжестью на бедноту. Из-за дороговизны соли портились продукты длительного хранения – рыба, мясо. Зачинщиками бунта были полковые казаки. "Козловцы хотели детей боярских и "всяких чинов людей, которые к их воровству пристали", побить до смерти. Начался разгром лавок торговых людей. Отчаяние и озлобление среди низших слоев населения достигло такой степени, что вскоре соляной налог был отменен.

Данная картина является одной из работ, созданных художником специально в качестве иллюстративного дополнения к общей экспозиции зала истории Мичуринского краеведческого музея.

 

 

4

С. Г. Архипов "Наказание разинцев в Козлове"

 

Картина С. Г. Архипова "Наказание разинцев в Козлове" поступила в Мичуринский краеведческий музей в 40-х годах XX века. Время создания работы – первая половина XX столетия. На картине С. Г. Архипова изображено наказание разинцев в Козлове.

В начале 60-х годов по всей России, в том числе и в Козловском уезде, вспыхивают крестьянские бунты. С конца 60-х годов началось восстание под руководством Степана Разина, граница которого проходила рядом с городами Козлов и Тамбов. Многие козловцы вступали в отряды крестьянской армии, осадившей в конце 1670 года Тамбов. Только к весне 1671 года царские войска, стянутые к Тамбову из Козлова, Шацка, Нового Оскола, подавили восстание.

Центральной частью композиции данной картины является сцена наказания восставших, которые подвергались пыткам и казням. Наказание разинцев совершалось при стечении большого количества народа, в присутствии которого публично зачитывался царский указ. В центре картины – один из участников восстания, привязанный к столбу. В левой стороне нижней части произведения можно увидеть остальных осуждённых, заключённых в кандалы, которые также ждут своей очереди.

Данная картина является одной из работ, созданных художником специально в качестве иллюстративного дополнения к общей экспозиции зала истории Мичуринского краеведческого музея.

 

 

5

Вестовые конники

 

В ХVII веке силы татар были велики. Они в любой момент могли сосредоточить крупные силы для нападения. Рядом с Козловской крепостью проходило несколько татарских дорог. Для защиты города и уезда воеводы ставили на них отряды козловских служилых людей. Для предупреждения набегов татар из Козлова в степь посылались вестовые конники. Вооружение поместной конницы в XVII веке состояло из карабина, сабли, кольчуги, щита, шлема. Экспонируемое вооружение дает представление о том, как был вооружен вестовой конник, хотя следует отметить, что оно относится к более поздней эпохе.

 

 

6

Вооружение стрельцов

 

Среди ратных людей козловской крепости в XVII веке преобладали стрельцы. Изначально древнее славянское слово "стрельцы" обозначало лучников, являвшихся важной частью любого средневекового войска. После образования в XV—XVI веках Русского централизованного государства так стали именовать представителей первых регулярных войск.

Вооружение стрельца состояло из: ружья фитильного, ружья колесцового, бердыша и рогатины.

 

 

7

 

8

Пушки

 

В зале военной истории музея представлены две чугунные пушки на деревянном двухколесном лафете. Они были изготовлены на Олонецких петровских заводах в 20-е годы XVIII века и находились на вооружении Козловского гарнизона.

 

 

9

Вооружение кирасира

 

В 1731 году во времена правления Анны Иоановны была сформирована тяжелая кавалерия – кирасиры, вооруженные палашом на портупее, парой пистолетов в кожаных ольстрах у седла со штыком и карабином. Для кирасир было введено и оборонительное вооружение – тяжелая грудная кираса (железная матовая или медная, 9-10 кг, кирасы нижних чинов окрашивались черной краской, у офицеров были полированные кирасы). Для патронов полагалась лядунка, носившаяся на поясе.

Кирасы XVIII века состояли из одной груди и держались с помощью двух перекрещивающихся на спине ремней и пояса.

 

 

10

Эспонтон

 

Колющее древковое холодное оружие. На вооружении русской армии появился в период правления Анны Иоанновны. Представлял собой наконечник листовидной формы, закрепленный на длинном древке (в русской армии длина эспонтона в конце XVIII века составляла 215 см.) Являлся отличительным знаком офицеров. Особое распространение получил в конце XVIII - начале XIX века. Снят с вооружения русской армии при Александре I. Причиной была неэффективность эспонтонов на поле боя в условиях ведения войны в начале XIX века.

Контактные данные

  •     393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 297Г

  •     8 (47545) 5-21-70

  •    mich.kraeved.museum@mail.ru

Вышестоящая организация

Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска

  •     8 (47545) 5-30-89

  •    cult6827@mail.ru

  •    http://michcult.ru

© Мичуринский Краеведческий Музей. Все права защищены.

Search

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее