Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу музея? Напишите — решим!

ХРАМЫ И СВЯТЫНИ

Икона Казанской Божией Матери

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рассказ о чудотворной иконе Казанской Божией Матери, находящейся в храме села Громушка Козловского уезда.

4 ноября Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери - одного из самых любимых народом чудотворных образов Богородицы. Несколько лет подряд в этот день, по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Мичуринске проходит общегородской крестный ход.

С 2005 года в России этот день отмечается как государственный праздник – день народного единства. В связи с этим, хочу рассказать об иконе Казанской Божией Матери, которая много лет назад попала в храм села Громушки, и почиталась жителями села и города Козлова – чудотворной. История эта следующая. В ряду церквей города Козлова и Козловского уезда самой древнейшей считается соборный храм во имя Покрова Пресвятые Богородицы. Храм это был выстроен первоначально из дерева, в один год с основанием Козлова, в 1635 году. Строили храм, как и весь город, воеводы Иван Биркин и Михайло Спешнев, которым был дан на этот счет особый указ от царя Михаила Федоровича Романова. Любопытна дальнейшая судьба этого старейшего храма. В 1771 году в благодарность за избавление от моровой язвы, козловцы построили новый каменный Покровский собор, а прежний деревянный продали в Донскую слободу Козловского уезда. Слобожане молились в нем 30 лет, и так как он оказался для них тесен и убог, они продали его в 1802 году в село Громушку Козловского уезда, а себе соорудили каменную церковь. Долгое время деревянный козловский собор, может быть единственный памятник седой старины времен Биркина и Спешнева, совершивши два переселения на протяжении 165 лет, находился в 2 верстах от города в селе Громушке. Самой драгоценной редкостью в Громушенском храме в те далекие времена была древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери. Она была небольшого размера и, как говорят современники, по рисунку и размерам походила на чудотворную икону Казанской Божией Матери, находящуюся в Оптиной Пустыни. В предании говорилось, что икона эта была оставлена в этом храме одним проезжим купцом, который нашел её в степи, на дороге. Ему, будто бы, было сказано в видении, чтобы он оставил найденную икону в самом бедном храме, который попадется на пути. Он её оставил в первом бедном сельском храме – она опять явилась ему на дороге. Он оставил её в другом, беднейшем храме, но опять тоже явление; когда же он оставил её в бедном храме села Громушки ,то она здесь и осталась и пребывала до революции 1917 года. Храм в селе Громушке был очень беден, походил на продольную крестьянскую избу, в виде амбара и только крест на кровле напоминал о храме. Утварь была тоже бедная, ризы ситцевые, напрестолие медное или оловянное, колокол большой весил 3 пуда и т.п. Прошло много лет, на месте бедного низенького храма стоял уже довольно высокий деревянный храм, перенесенный сюда из пригородной Донской слободы, усердием купца Ивана Тимофеевича Силантьева. О чудотворной иконе все забыли, но не забыло о ней провидение, пославшее её в дар бедному храму. В 20-х годах XIX столетия, однажды, в праздничный день, приходит в Громушенский храм к обедне, женщина из Пригородной слободы г. Козлова и просит священника отслужить молебен перед иконой Божией Матери, которую все забыли, которой свечи не ставят и масло не зажигают. Священник и староста долго искали такую икону и, наконец, нашли в алтаре, под лавкой, за сундуком, всю в пыли.  Когда её протерли, то это оказалась икона Казанской Божией Матери, перед нею и отслужили молебен. Женщина приложилась с верою и усердной молитвою и объявила священнику, что сказано ей было  в сонном видении отслужить перед этой иконой молебен и она выздоровеет от её болезни-тоски, что и случилось. Об этом чуде многие узнали и икона в простом народе стала известна под именем забудшей (забвенной) Божией Матери. С той поры, временами, приходили некоторые из козловских горожан, преимущественно из ближайшей Полковой слободы и соседних с ней местностей и служили молебны перед иконой. Во время холеры 1831 года икону брали из церкви в Полковую и Ямскую слободы, в дома, возносили перед нею моления об избавлении от губительной болезни и верующие получали помощь. Рассказывал об этом прихожанам церковный староста Иуда Николаевич Ананьев, доживший до 90 лет. В 40-х годах икона стояла в храме в небольшом деревянном киоте за левым клиросом. Чудесные исцеления от иконы продолжались и в последующие годы. В 50-х годах в октябре месяце, одна женщина, заболела горловой болезнью, никакие лекарства ей уже не помогали. Тогда по её желанию принесли масла из лампады от иконы, и когда она приняла чайную ложку внутрь и намазала снаружи горло – ей стало лучше и она вскоре совсем выздоровела. В благодарность за свое исцеление эта женщина соорудила латунную посеребренную ризу (вместо бывшей на ней стеклярусовой) /СТЕКЛЯРУС - род бисера разноцветные короткие стеклянные трубочки/ с медным круглым венцом и таковой же по бокам обложкой. Когда чеканилась эта риза у козловского серебреных дел мастера Осетрова, и икона находилась у него в доме, в это время сильно заболела спазмами в груди молодая женщина, жена частного пристава г. Козлова Константина Михайловича Михайлова, Мария Михайловна. Доктора не могли ей ничем уже помочь и её приговорили к смерти. Но, по совету знакомых, она взяла у серебряника икону без ризы и призвала священника местной приходской церкви, отслужить перед иконой всенощную и отпеть молебен. Священник с некоторой иронией заметил, что верно из какой-нибудь сельской избы взяли такую закопченную икону, почему бы не попросить принести икону из храма в богатом серебряном окладе. Ему сказали, что эта икона взята из храма села Громушки по их усердию и возобновили просьбу - поусерднее отслужить перед ней всенощную и молебен. Больная лежала без движения, едва переводя дыхание от сильной боли. Начали служить всенощную. Во время пения величания Богоматери больная вдруг почувствовала облегчение и попросила положить ей икону на грудь. Когда её желание исполнили, она крепко прижала икону к себе и долго держала, чувствуя себя все лучше и лучше, а потом села на постели и крестилась свободно; а к концу всенощной встала с постели и молилась. На другой день она попросила отслужить благодарственный молебен Господу и Его Пречистой Матери за спасение. Священник, пораженный этим чудом, долго молился перед иконой на коленях, прося о прощении со слезами; взял её в свой храм, служил торжественно всенощную, а потом и в свой дом, где служил ей молебен. После этого икона в новой ризе была поставлена в киоте за правым клиросом. Здесь, при посещении храма Преосвященным Феофаном (Говоровым), бывшим епископом Тамбовским, эта икона Божией Матери обратила на себя внимание Владыки, который сделал перед ней земной поклон и благоговейно приложился к ней. Примерно, в то же время, где-то в 50-х годах, пономарь Громушинской церкви, Тимофей Иванович Крылов в присутствии свидетелей сказал: «если найдется моя лошадь, украденная около 10 лет тому назад, то я поставлю фунтовую свечу пред иконой». Лошадь вскоре нашлась и владельцу присудили её взять со всем приплодом. В 60-х годах от иконы получила исцеление Козловская купчиха Анна Ивановна Придорогина; у которой отнялся язык, но во время молебна перед иконой в их доме, она получила исцеление и в благодарность соорудила на икону новую серебряную вызолоченную ризу, в которой она и находилась до последнего момента в церкви, врезанная в середину большой иконы, на которой написаны два Архангела, держащие её. В 50-х и 60-х годах XIX столетия особенно много бывало Богомольцев в Громушинском храме перед этой иконой. По рассказу старой дьячихи об этой иконе, одной благочестивой девице, черничке, в селе Громушке было сказано в сонном видении, чтобы она передала священнику и старосте церкви, чтобы они не забыли зажигать свечей и масла перед чудотворной иконой, тогда храм их процветет, если же забудут, то храм их придет в запустение». Можно верить или не верить этому рассказу, но после того, как икона стала прославляться и украшаться, храм стал преображаться, а в 1909 году была освящена новая каменная церковь, построенная на средства купца Павперова.

Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед

Текущие мероприятия

  • Выставка Н. Барановой и О. Самородовой "Один мир на двоих"

    (18.04.2024 14:00)
  • Выставка "Верность искусству" к 120-летию В. К. Дрокина

    (15.02.2024 14:00)
  • Экскурсия по дому купцов Стрельниковых (Мичуринский краеведческий музей)

    (14.02.2024 09:00)

Архив статей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Контактные данные

  •     393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 297Г

  •     8 (47545) 5-21-70

  •    mich.kraeved.museum@mail.ru

Вышестоящая организация

Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска

  •     8 (47545) 5-30-89

  •    cult6827@mail.ru

  •    http://michcult.ru

© Мичуринский Краеведческий Музей. Все права защищены.

Search

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее