Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Сторожевская Николаевская церковь г. Козлова

Сторожевская Николаевская церковь г. Козлова 4 года 1 нед. назад #394

М.Белых «Сказания о козловских храмах», Мичуринск, 2007, стр.49. «Сторожевская Николаевская церковь». «…В 1849 году его основательно перестроили и освятили в честь Воскресения Христова??? Однако новое название в сознании горожан не прижилось, поэтому по старинке они продолжали именовать ее Сторожевской...».

«В 1849 году освящена епископом Тамбовским и Шацким Николаем (Доброхотовым) Сторожевская пятипрестольная Николаевская церковь. План её рас-пространения переделан ещё в 1839 году в комиссии проектов и смет и вскоре выдан Св. Синодом к выполнению (Син.Ук. 28 сентября 1849 года); но значительность предприятия, при тщательном и осторожном его выполнении, про-длила постройку храма на девять с лишним лет. Зато знатоки отдают полную похвалу внутреннему благолепию, изяществу и богатству украшений Сторожевской церкви». Историко-статистическое описание Тамбовской епархии 1861 г.с.252

В Тамбовских епархиальных ведомостях за 1872 год было опубликовано поучение Преосвященного Николая (Доброхотова) епископа Тамбовского и Шацкого на освящение храма во имя Тихвинския Божия Матери, по совершении которого совершена панихида по Великом Князе Михаиле Павловиче, в городе Козлове, 12 сентября 1849 года. «По благодати Божией и еще совершилось освящение храма, и опять праздник для ново освященного храма столько же важный, как и всякий праздник двунадесятый или храмовый, т.е. один из важнейших праздников. Но вместе с сим в новой церкви и на новом престоле совершено моление об упокоении души новопреставленного Благоверного Государя Великого Князя Михаила Павловича. Как согласить эти два случая, по-видимому, друг другу противоположные, панихиду и освящение храма, одна – печальная, другое радостное. Не бросает ли первая свою тень на светлость торжества об освящении храма, чтобы сократить нашу радость, или светлость последнего не разрежает ли мрака, которым обыкновенно окружается для нас всякая мысль о гробе, чтобы умерить справедливую скорбь о почившем? Оба эти случая соглашаются одним догматом православной нашей веры, что у Бога мертвых нет, а все умирающие для нас, у Него живы. Несть бо Бог Бог мертвых, но Бог живых, говорит сам Иисус Христос. И можно ли быть смерти у Бога, когда Он есть самая жизнь? А потому смерть христиан есть только сон, от которого они пробуждаются к новой, но не земной, а к небесной жизни; есть переход верного сына воинствующей на земле церкви в число сынов церкви торжествующей на небе, в число первородных на небеси написанных. Итак почивший для нас Великий Князь жив пред Богом, и мы молились о нем, как о живом хотя для нас почившем. Если есть союз между церковию земною и церковию небесною – а такой союз есть, потому мы и молимся почившим святым, прося у них себе ходатайства пред престолом Божиим, которому они предстали и молим о почивших наших братиях, которым у престола Божия земной церкви испрашиваем какого-нибудь блага, которым они здесь не запаслись, и главное упокоение их душ: то есть союз и обратный церкви небесной с земною, который доказывается не только исполнением наших молитв, но и явлением небожителей нам, еще странникам и пришельцам земли, явлениями, коими преисполнены жития святых. По такому союзу веруем, что нынешнее наше моление об упокоении Великого Князя взошло на небо и порадовало его, равно и он, вызванный нашим молитвенным о нем воспоминанием, конечно, отозвался нам своим сочувствием. Что же тут при-скорбного как для него, так и для нас? И что в панихиде мрачного, чтобы потемнить настоящее наше торжество? Прибавлю, что это так же радостно, как заоч-ное, например письменное свидание присных между собою. Здесь, напротив, есть даже нечто такое, что должно возвысить достоинство ново устроенного храма, то, что в сем храме, который для того и освящен, чтобы в нем совершать моление и приносить безкровную жертву, в первый раз то и другое совершено и принесено об упокоении души Великого Князя, разлука с которым потрясла справедливою скорбию сердце самого Царя и всего отечества. Потеря для нас неизмеримая, но зато и высокое отличие для ново созданного храма, что в нем первая панихида совершена о столь высокой душе по своим благородным качествам и заслугам Царю и отечеству. Обращаюсь к наименованию сего храма (чтобы открыть еще новое его достоинство, и тем усугубить нынешнее наше торжество).
Храм освящен во имя Тихвинския Божия Матери, так названной по явлению Ея чудотворной иконы в пределах Новгородских над водами Ладожского озера, которая по воздуху отплыла к городу Тихвину. Нет нужды упоминать, что всем известно, что Божия Матерь всегда была и есть ходатаица и споручница спасения рода христианского. Но предание говорит, что вера в сию икону так была некогда велика, что ее Русские предложили, а Шведы приняли порукою заключенного с последними Столбовского мира (истор. Иерарх.т. IV). Так Божия Матерь благопоспешествует нам и в делах житейских; но тем паче во спасение наших душ, которое несравненно выше всех житейских дел. Усугубим же, братия торжествующая, и свою веру в ходатайство Тихвинския Божия Матери, и тем усугубим и возвысим настоящее торжество, испросим у Ней особенного хода-тайства пред престолом Божиим об успокоении души Благоверного Великого Князя, равно и всех прежде почивших братий наших по плоти и по вере, предадим наконец и себя самих и друг друга и благочестивых создателей храма сего неусыпному и всегда верному Ея покровительству. Среди торжества об освящении храма панихида о почившем Князе так же не неуместна, как и уместны и молитвы об усопших среди торжества о преславном сошествии Святаго Духа на Апостолов, читаемые обыкновенно на вечерни в день праздника Святой Троицы, - всегда для нас особенно светлого и радостного. Блажени мертви, говорит Дух Святый, - мертви умирающи о Господе: ей да почиют от трудов своих; дела бо их ходят вслед за ними. Какое отрадное слово о христианах умирающих. Аминь!». ТЕВ № 4 за 1872 год с.184-186

В клировой ведомости Сторожевской церкви за 1919 год указано, что Престо-лов в церкви – пять: главный во имя Воскресенья Христова, справа Святых Апо-столов Петра и Павла; слева Тихвинской Богоматери, в трапезной, устроенной 1772 (а не в 1771 как у М.Белых) году, два: справа Святых Священномучеников Власия и Харлампия, слева Святителя Николая Чудотворца. ГАТО ф.181 оп.1 д. 2387
Оставлять записи могут только зарегистрированные пользователи.

  • Сообщений:544 Спасибо получено: 1
  • Олег аватар
  • Олег
  • Не в сети
  • Репутация: 2

Ответы в теме: Сторожевская Николаевская церковь г. Козлова

Сторожевская Николаевская церковь г. Козлова Олег 4 года 1 нед. назад
Сторожевская Николаевская церковь г. Козлова Олег 4 года 1 нед. назад

Контактные данные

  •     393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 297Г

  •     8 (47545) 5-21-70

  •    mich.kraeved.museum@mail.ru

Вышестоящая организация

Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска

  •     8 (47545) 5-30-89

  •    cult6827@mail.ru

  •    http://michcult.ru

© Мичуринский Краеведческий Музей. Все права защищены.

Search

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее