АВТОРСКИЕ СТАТЬИ

Статьи пользователей нашего сайта о Мичуринске (г. Козлов) и Тамбовской области

"Огромная работа небольшого коллектива": Мичуринский краеведческий музей в 1964-1965 годах

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

В марте 1964 года на стол председателя Мичуринского горисполкома В.М. Шишкина легла докладная необычного содержания. Странные и тревожные дела творились в здании бывшей Ильинской церкви. Запертый ранее на два оборота замок первого этажа открывался с одного оборота, в замке второго этажа оказались свернуты плашки, пробой наружной двери теперь был прибит гвоздями, а крепившие его до этого шурупы валялись тут же возле двери. «Во избежание всяких случайностей, могущих повлечь за собой тяжелые последствия, необходимо срочно организовать охрану здания бывшей церкви»1, – настойчиво требовали заключительные строки докладной.

Автором тревожного документа был директор Мичуринского краеведческого музея Анатолий Васильевич Парамонов. Високосный шестьдесят четвертый обещал стать для него добрым годом. В январе Тамбовский облисполком принял решение о передаче здания Ильинской церкви краеведческому музею2. Наконец-то, с теснотой помещения на Революционной будет покончено. Но и проблем с переездом, в том числе и неожиданных, високосный год должен был преподнести немало. Это директор с почти двадцатилетним стажем понимал очень хорошо3.

ogromnaya1  ogromnaya2 

И действительно. Начались многотрудные хлопоты по воплощению благих намерений в жизнь. Помимо упомянутой докладной уже летом, через четыре с лишним месяца после принятого областью решения, интеллигенция города была вынуждена обратиться в Министерство культуры РСФСР с просьбой «ускорить освоение здания бывшей Ильинской церкви под музей и оказать практическую помощь в положительном решении этого вопроса»4. В ответном письме из Министерства, датированном уже 31 августом, с одной стороны, звучали заверения «деятелей науки, культуры и других» города Мичуринска в поддержке, а с другой констатировалось «отсутствие средств и материальных фондов»5. Въехать в новое здание, или, как указывалось в документах того времени, перебазироваться, музею удалось только после ремонта в декабре 1964-го. При этом нужно знать, что под выражением «музею удалось» на тот момент следовало понимать «удалось директору Анатолию Васильевичу Парамонову и единственному научному работнику – Соколовой Антонине Сергеевне».

Нелегким выдался и следующий год. Ценой усилий директора при поддержке горкома партии6 и горисполкома в течение года штат научных работников вырос до четырех человек. Но и разворачивать экспозиции теперь приходилось на значительно возросших площадях.

Открытие музея «в торжественной обстановке» состоялось лишь 3 июля 1965 года. В церемонии приняли участие представители городского и партийного руководства. Все они, писала «Мичуринская правда», отметили, что «открытие музея является большим и радостным событием в культурной жизни нашего города, говорили о том, что музей должен стать культурным центром, центром воспитания патриотизма, любви к Родине»7.

Обновленный музей привлек огромное, по сегодняшним меркам, число посетителей – за второе полугодие 1965 года оно составило более ста тысяч человек! Интересно было все. Как выглядят новые интерьеры старинного здания. Как на двух этажах в просторных залах по-новому разместились три уже знакомых экспозиционных отдела – природы, дореволюционного и советского периодов истории города, какие новые экспонаты прибавились. И, конечно, особый интерес представлял новый, отсутствовавший ранее, художественный отдел, экспонирующий работы А.М. Герасимова, полотна старых русских мастеров и произведения живописи и скульптуры советских художников. Кроме того, в 1965 году музей предложил вниманию горожан и приезжих новые выставки: постоянную – «Жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина» и временные, приуроченные к открытию, – выставку работ местных художников и выставку роз, организованную вместе с Обществом охраны природы.

ogromnaya3  ogromnaya4 

Все перечисленные новшества и изменения были видны, как говорится, невооруженным глазом. Не заметить и не оценить их посетители не могли. Но о том, сколько за всеми преобразованиями стоит работы сотрудников музея, задумывался, наверное, далеко не каждый. Работы самой разнообразной: систематической и спонтанной, творческой и канцелярско-бюрократической, стратегической значимости и характера повседневной текучки, приносящей радость или вызывающей досаду.

Одной из задач, серьезно волновавших директора, была задача пополнения фондов, обусловленная увеличением экспозиционных площадей. В отчете о работе музея в 1965 году с гордостью отмечено, что в указанный период в музейные фонды принято двадцать четыре работы народного художника СССР А.М. Герасимова. Но А.В. Парамонова интересуют не только полотна мастера. Сестру художника, Александру Михайловну, он просит передать в художественный отдел мольберт и палитру первого президента Академии художеств СССР. Виктору Михайловичу Лобанову, другу Герасимова и автору книги о нем, Парамонов адресует просьбу поделиться историей создания Герасимовым его портрета, а позднее, когда контакты установлены, просит Лобанова прислать и саму книгу.

Работа над экспозицией «Выдающиеся представители науки и культуры Тамбовского края» заставляет директора музея обратиться с просьбами ко многим знатным землякам. Так, Леонида Александровича Демина он просит выслать в музей фото периода службы на крейсере «Аврора», другие снимки, научные труды с автографами. Фотопортрет, театральные фотографии, программы спектаклей Парамонов надеется получить от народного артиста РСФСР Михаила Григорьевича Кисилева.

В духе времени коммунист Парамонов не забывает и земляков-революционеров. В переписке с Анастасией Степановной Баглаевой директор договаривается о передаче ею в музей целого ряда личных вещей ее мужа Игнатия Ивановича Артемова, недавно умершего видного революционного и советского деятеля. В Москву к Баглаевой посылается научный работник Маргарита Анисимовна Макарова за необходимыми материалами.

Директор провинциального музея не стесняется тревожить и маститых столичных коллег. В Центральный музей Вооруженных сил СССР летит запрос «выделить некоторые характерные образцы оружия и предметов вооружения времен Отечественной войны <...> (пулеметы, автоматы, пистолеты, снайперская винтовка, гранаты и другие...)»8. Из фондов музея Революции Парамонову хотелось бы заполучить «типичные плакаты времен гражданской войны и становления советской власти и образцов оружия, применяемых народом в борьбе с самодержавием в период первой русской революции»9. Просьба об этом адресуется начальнику отдела музеев Министерства культуры РСФСР М.А. Кайновой.

В Архиве Академии художеств СССР Парамонов запрашивает копии с личных дел Афанасия Дмитриевича Надежина (открывшего художественную школу в Козлове еще до реформы 1861 года); Сергея Ивановича Криволуцкого (автора картины «Семья и Искусство», также открывшего в Козлове художественную школу уже в начале 20-го столетия) и Ивана Федоровича Еханина (художника и уроженца города Козлова). Для художественного отдела А.В. Парамонов просит директора Русского музея разрешить снять фотокопии зарисовок выдающегося русского художника Федора Васильева, сделанные во время пребывания в Козлове.

Нужны не только фотокопии. Нужны подлинники. Пусть не классиков золотого века, но работы современных академиков – художников и скульпторов – должны быть в новом художественном отделе. Да, там представлены полотна А.М. Герасимова и некоторых русских художников из фондов музея. «Но этого явно недостаточно для создания полноценной экспозиции отдела»10, «отвечающего» за эстетическое воспитание трудящихся. В связи с этим летом 1965-го А.В. Парамонов обращается за содействием к Президенту Академии художеств СССР народному художнику СССР В.А. Серову.

Одновременно с аналогичной просьбой к Министру культуры РСФСР (наверняка, с подачи А.В. Парамонова) обращаются и городские власти – секретарь горкома КПСС и председатель горисполкома.

Массово, конечно, после этого произведения искусства в мичуринский музей поступать не начали, но немногочисленные работы все же были получены. Уже осенью 1965 года фонды музея пополнились тремя солидными полотнами. Это «Космонавт» Н.А. Садукова, «Мать Ульяновых» С.И. Левенкова и «Ленинцы» В.В. Пименова.

ogromnaya5 Садуков Н.А. Космонавт ogromnaya6 Левенков С.И. Мать Ульяновых

 

ogromnaya7 Пименов В.В. Ленинцы

 

Параллельно музей рассылает множество запросов на организацию в ближайшее время художественных выставок: в Дирекцию художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры РСФСР, директору Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Дирекцию художественных выставок и панорам Министерства культуры РСФСР, директору Государственного русского музея; директору Третьяковской картинной галерии. Но положительных ответов не приходит. Кто-то ссылался на уже составленные планы выставочной деятельности (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина); кому-то площади художественного отдела, представляющиеся мичуринцам огромными – 250 м2! – были малы (Дирекция художественных фондов и проектирования памятников); кто-то (опять же Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) предлагал прислать самого Микельанждело, правда, в виде репродукций и на фанере...

Но А.В. Парамонов ждал. И стучался. Упорно стучался во все двери. И пусть не сразу, не в 1965-м, а в 1966-м, но ему «открылось». Выставка была. И какая! Произведения голландского и фламандского искусства XVII века из собрания Эрмитажа!

А вот директорская идея несколько иного рода. Вместо высокого искусства – точные науки. В отделе природы должен быть открыт раздел «Климат и фенология Мичуринского района», в котором «необходимо показать подлинные приборы для изучения климата»11. Но вот незадача! «Мичуринская агрометстанция не располагает лишними приборами для передачи их музею»12. Поэтому А.В. Парамонов так надеется на помощь начальника управления гидрометслужбы ЦЧО, который выделит нужные приборы «по прилагаемому списку».

Большие надежды в вопросе пополнения фондов директор музея связывал и с жителями родного города. Приближающаяся 50-я годовщина Великого Октября, событие по тем временам эпохального значения, требовала большой и длительной работы по обновлению и расширению отдела советского периода. Не случайно в ходе процедуры открытия музея «сверху» наряду с поздравлениями прозвучало: сделанное по созданию экспозиций – «только начало той большой работы, которую необходимо провести музею к 50-летию Советской власти»13. Но эту непростую, в числе прочих и политическую, задачу директор музея поставил для себя гораздо раньше: еще в 1964 году он публично обращается к мичуринцам с просьбой принять участие в формировании соответствующих экспозиций. Заключительный абзац обращения не потерял актуальности и в наши дни: «Дорогие товарищи! Помогайте музею в сборе <...> материалов. Они дадут возможность сделать музей нашего города живым и интересным, позволят ярче отразить историю Козлова-Мичуринска»14.

Все перечисленное – лишь часть того, что пытается получить-приобрести для родного музея его директор. Объять необъятное нужно, и потому А.В. Парамонов со своим коллективом самоотверженно действует, игнорируя знаменитый афоризм.

Но донимать различными просьбами смертных и небожителей позволено не только Парамонову. Поток беспокойной корреспонденции в его собственный адрес так же внушителен. И так же разнообразен.

Вот письмо из Орла ветерана гражданской войны К.Д. Белых. В далеком августе 1919 года он временно командовал батареей 3-го легкого артдивизиона бригады Красных Коммунаров, сражавшейся против отрядов генерала Мамонтова на железной дороге между Козловом-Воронежским и Козловом-Уральским. Но подтверждающих документов, так необходимых сегодня для получения персональной пенсии, у него нет никаких. Не поможет ли Анатолий Васильевич архивными сведениями, ведь раньше никто о бумагах не думал, а только «горел желанием, как бы поскорей разгромить врагов революции»15.

Рязанский областной государственный архив запрашивает информацию об уроженце Рязани Герое Советского Союза Рытикове Леониде Ивановиче, жившем перед войной в Мичуринске.

Воронеж осаждает просьбами подарить или обменять часть «экспонатов экзотических форм» из отдела природы. Директор зоологического музея при ВГУ имеет в виду уникальные чучела утконоса, ленивца, опоссума, черепах, которые не относятся к «центрально-черноземной фауне»16. В архивных документах нет ответов Парамонова на эти запросы, но зато в музее есть названные экспонаты, сохранившиеся в отделе природы до сего дня. И это не жадность и не безразличие к проблемам воронежцев, потерявших свои фонды во время войны. Директор Мичуринского краеведческого музея обязан в первую очередь думать о Мичуринском краеведческом музее. А.В. Парамонов хорошо знал это железное правило руководителя.

ogromnaya8Броненосец трехполосный
 ogromnaya9Утконос
 ogromnaya10Трехпалый ленивец

Научный сотрудник Николаевского государственного художественного музея им. В.В. Верещагина «недавно узнала», что в Мичуринском музее экспонируется одна из работ Транковского. Коллеги из Николаева также располагают работами этого художника, но ничего не знают о нем. Не сообщат ли им мичуринцы что-либо о таинственном Транковском?

Кого-то интересует живопись, а кого-то вино и виноград. Необычной выглядит просьба жителя Кишинева предоставить ему сведения о находящихся в музее «произведениях русского, советского и зарубежного искусства, имеющих какое-либо отношение к винограду и вину», а именно «пейзажи с виноградниками, натюрморты с виноградом, художественная винная посуда, резьба по камню, дереву с изображениями винограда»17. Как выяснилось, автор письма, кандидат сельскохозяйственных наук, работает над темой истории виноградарства и виноделия.

Ученица из Днепропетровска спешит поделиться радостным и важным известием: недавно она стала «собирать сведения о происхождении географических названий»18. В поле ее зрения попала и столица научного садоводства – Мичуринск, и Наташу Сусидко (так зовут украинскую школьницу) заинтересовало прежнее название нашего города – Козлов. И вот «многоуважаемый товарищ директор» должен отложить все текущие дела и лично познакомить юного корреспондента с историей старинного города.

А пенсионерка из Тулы вспоминает свое транзитное посещение Мичуринска много лет назад, оставившее не лучшее впечатление от грязных привокзальных улиц. Не изменился ли Мичуринск сегодня, спрашивает она в своем письме.

И директор находит время для ответов и старому, и малому. И дело, наверное, не только в этикетной вежливости. Дело в любви к городу, чье бы то ни было внимание к которому директору краеведческого музея чрезвычайно дорого.

Справедливости ради нужно отметить, что приходили письма и иного характера, авторы которых сами проявляли инициативу поддержать директора и музей. Их не так много, но тем дороже внимание их адресантов.

Так, воспоминаниями о 1910-х-1920-х годах, а также фотографиями того времени, в том числе фотографиями комиссаров, с Мичуринским музеем готов поделиться В.Т. Тараскин, один из большевистских активистов указанного периода.

Участник Гражданской войны, начальник штаба Козловской железнодорожной боевой дружины А.Н. Мрачек, живший в то время в Воронеже, предлагает помощь, «пока еще есть силы»19, в организации при мичуринском музее Совета старых большевиков и беспартийных, отстаивавших завоевания Октября, который бы занимался сбором воспоминаний о революции и гражданской войне, лекционной и пропагандистской работой.

От помощи А.В. Парамонов не отказывался. И не стеснялся учиться. Иные масштабы обновленного музея заставляли требовательного к себе и ответственного руководителя сомневаться – справится ли он и его коллектив со своими задачами в изменившихся условиях, грамотно ли и в соответствии с современными требованиями сформирует и оформит новые экспозиции.

В связи с предстоящим созданием, например, в отделе природы раздела «Основы дарвинизма» директор хлопочет перед Министерством культуры о выезде в Москву «для знакомства с опытом построения вышеуказанного раздела в Государственном биологическом музее имени Тимирязева и получения дальнейшей консультации от работников данного музея и Научно-исследовательского института музееведения»20.

А уже через три недели после открытия музея в июле 1965 года А.В. Парамонов, с разрешения Областного управления культуры, намеревается выехать в Воронежский краеведческий музей за опытом создания отдела советского периода. И тут же – ходатайство заместителю Министра культуры: «Мичуринский краеведческий музей просит Вашего разрешения на выезд в город Москву директору музея Парамонову А.В. и художнику музея Анфимову А.Н. с целью изучения опыта некоторых столичных музеев по построению и оформлению экспозиций»21.

Много, очень много тревог и проблем переезд в 1964-1965 годах принес директору и коллективу мичуринского музея. Как известно, один переезд равен двум пожарам. Но так в народе говорится про перевоз обычного имущества средней семьи. А здесь – целый музей, где едва ли не каждый экспонат – раритет!

Переезд мичуринского музея 1964-1965 годов стал, несомненно, заметной вехой в его, теперь уже 115-летней, истории. Событие привлекло повышенное внимание к музею не только со стороны горожан и жителей района и области, но и Министерств культуры РСФСР и СССР. Косвенно повлиял переезд и на решение Всероссийского оргкомитета по проведению смотра музеев присвоить в 1967 году коллективу мичуринского краеведческого музея за многолетнюю плодотворную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся звание «Лучший музей РСФСР».

В феврале 1966 года в одном из писем А.В. Парамонова есть знаменательная фраза: «Музей стал функционировать в новом помещении с 3 июля 1965 года, чему предшествовала огромная работа небольшого коллектива. Эта напряженная работа продолжается и сейчас»22. Напряженный ритм работы – нормальное состояние музейной жизни вообще. «Тихой заводью» музей может казаться лишь со стороны, восприниматься людьми, не знакомыми с «потусторонней» жизнью музейного мира. Сомневаетесь? Перечитайте эту статью еще раз.

 

Примечания:

1. Парамонов А.В. – Шишкину В.М. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1964. – Ед.хр. 132. – Л.19.

2. Решение Мичуринского горисполкома от 20 января 1964 года за № 14 «О закрытии Ильинской церкви в г. Мичуринске» утверждено решением Тамбовского облисполкома от 30 января 1964 года.

3. А.В.Парамонов утвержден в должности директора музея решением исполнительного комитета Мичуринского городского Совета депутатов трудящихся № 15 от 23 февраля 1946 года.

4. <Обращение общественности г. Мичуринска> // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1964. – Ед.хр. 132. – Л.5-6.

5. <Ответ зам. начальника Управления музеев и охраны памятников> // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1964. – Ед.хр. 132. – Л.8.

6. Коммунистической партии Советского Союза.

7. Открытие музея // Мичуринская правда. – 1965. – 4 июля. – С.1.

8. Парамонов А.В. – начальнику Центрального музея Вооруженных Сил СССР тов. Немирову // // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 145. – Л.26.

9. Парамонов А.В. – начальнику отдела музеев Министерства культуры РСФСР тов. Кайновой М.А. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 145. – Л.20.

10. Парамонов А.В. – Президенту Академии художеств СССР тов. Серову В.А. 2 августа 1965 г. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 144. – Л.4.

11. Парамонов А.В. – начальнику управления гидрометслужбы ЦЧО тов. Портнягину И.И. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 145. – Л.18.

12. Там же.

13. Открытие музея // Мичуринская правда. – 1965. – 4 июля. – С.1.

14. <Обращение Парамонова А.В. к жителям г. Мичуринска> // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1964. – Ед.хр. 133. – Л.1-2.

15. Белых К.Д. – Парамонову А.В. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 145. – Л.42 об.

16. Директор Зоологического музея ВГУ Барабаш И.И. – Парамонову А.В. 21 января 1964 г. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1964. – Ед.хр. 132. – Л.9; Начальник Управления музеев и охраны памятников Ермолаев А. – Парамонову А.В. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 145. – Л.8.

17. Пелях М.А. – Парамонову А.В. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 144. – Л.18.

18. Сусидко Н. – Парамонову А.В. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 145. – Л.5

19. Мрачек А.Н. – Парамонову А.В. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 145. – Л.41.

20. Парамонов А.А. – начальнику отдела музеев Министерства культуры РСФСР тов. Кайновой М.А. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1964. – Ед.хр. 132. – Л.2.

21. Парамонов А.А. – зам. Министра культуры РСФСР тов. Стриганову В.М. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1965. – Ед.хр. 145. – Л.14.

22. Парамонов А.А. – Лукину И.Н. 28 февраля 1966 г. // Архивный отдел администрации города Мичуринска Тамбовской области. – Мичуринский краеведческий музей Тамбовского областного управления культуры. Переписка. 1966. – Ед.хр. 158. – Л.2.

 

Автор: Кудрявкин С.С. -

зав. отделом научно-исследовательской работы

МБУК «Мичуринский краеведческий музей»

Текущие мероприятия

  • Выставка "Музею щедрый дар – потомкам дар бесценный"

    (12.09.2019 15:00)
  • Юбилейная выставка художника Эдуарда Кушелевского. Живопись, графика

    (08.09.2019 13:00)
  • Выставка художника Виктора Зятчина "Родная старина". Графика

    (10.08.2019 09:00)
  • Выставка работ из дерева Виктора Шохина

    (16.07.2019 09:00)

Архив статей

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Контактные данные

  •     393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 297Г

  •     8 (47545) 5-31-78

  •     8 (47545) 5-21-70 - директор

  •    mich.kraeved.museum@mail.ru

Вышестоящая организация

Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска

  •     8 (47545) 5-30-89

  •    cult6827@mail.ru

  •    http://michcult.ru

© Мичуринский Краеведческий Музей. Все права защищены.

Search